В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Финмониторинг – старые грехи уже не грехи?В свете повышения в новой редакции Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (Закон о финмониторинге) сумм финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу, с 80000 гривен до 150000 гривен на форуме JuristOFF возник вопрос об ответственности за невыполнение обязанности по финмониторингу «старой суммы». То есть может ли сейчас субъект первичного финансового мониторинга быть наказан за нарушение обязанности по уведомлению органа Госфинмониторинга об операции стоимостью от 80 до 150 тысяч гривен, совершенной до вступления новой редакции Закона в силу?

Позиция 1. Наказания быть не может, поскольку:

- редакция Закона о финмониторинге, согласно которой суммы свыше 80000 грн. должны были мониториться, не действует, а действует новая, которая, с одной стороны, ужесточает наказание за отсутствие мониторинга, но с другой – отменяет сам мониторинг до 150000 грн.;

- штрафовать по новой редакции такие операции нельзя, поскольку указанные в ней санкции применяются к операциям, сумма которых превышает 150000 гривен;

- штрафовать по старой редакции Закона о финмониторинге нельзя, поскольку она уже не действует.

Позиция 2. Госфинмониторинг сможет применить санкции за «старые» правонарушения согласно нормам старой редакции Закона о финмониторинге.

Позиция 3. Госфинмониторинг сможет применить санкции за «старые» правонарушения согласно нормам новой редакции Закона о финмониторинге. Исключение составит только уголовная ответственность, введенная новой версией Закона о финмониторинге.

Мнение юриста: Согласно ст. 58 Конституции законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. При этом, как следует из Решения КСУ от 09.02.99 № 1-рп/99, положение о возможности распространения конституционного принципа обратного действия во времени закона, смягчающего или отменяющего ответственность лица, касается только физических лиц. В отношении юридических лиц обратная сила закона, смягчающего или отменяющего юридическую ответственность, может быть применена только путем прямого указания на это в законе.

В новой редакции Закона о финмониторинге прямое указание на обратное действие закона во времени отсутствует. Следовательно, нужно руководствоваться общим принципом отсутствия обратного действия закона во времени. А этот принцип, согласно упомянутому Решению КСУ от 09.02.99 № 1-рп/99, следует понимать так, что действие нормативно-правового акта во времени начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им силы, то есть к событию, факту применяется тот закон или иной нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

ВЫВОД:

За нарушение обязанности по уведомлению о финансовой операции стоимостью свыше 80000 гривен, имевшей место до вступления в силу новой редакции Закона о финмониторинге, юридическое лицо может быть наказано согласно нормам, действовавшим на момент совершения этой операции. То есть, в данном случае, на основании норм старой редакции Закона о финмониторинге.