Судам необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 4, 10 и 203 ГК содержание брачного договора не может противоречить Гражданскому и Семейному кодексам, а также моральным принципам общества.
Так, брачный договор, например, может быть признан судом недействительным, если его содержание не соответствует требованиям закона, в частности, если в нем лишено права алименты ребенка или того из супругов, кто является нетрудоспособным и требует содержания, а второй из супругов может его предоставить, или права одного из супругов на малейшую долю в имуществе, приобретенном за время брака, или оставление одного супруга без жилплощади или ребенка и т. п..
Нарушение требований закона относительно заключения брачного договора в письменной форме является основанием для признания его недействительным лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом, в частности статьями 94, 100 СК.
По причинам несоблюдения требований закона о нотариальном удостоверении брачного договора брачный договор является ничтожным, поскольку он в соответствии со статьями 94, 100, 101, 102 СК должен быть удостоверен нотариально и признание такого договора действительным не допускается.
Брачный договор, удостоверений не нотариусом, а юридическим лицом без соответствующего разрешения (лицензии), в соответствии со статьей 227 ГК является оспариваемым, хотя он по содержанию и отвечает требованиям закона (статья 94 СК).
Требования о признании такой сделки недействительной могут заявляться как сторонами договора, так и любым заинтересованным лицом в случае, если таким договором нарушены его права или законные интересы, а также органами государственной власти, которые согласно Закону осуществляют контроль по виду деятельности, что требует лицензии. Такой договор, например, не может удостоверить нотариус, не имеет лицензии.
Судом может быть признан брачный договор, совершенный лицом за пределами гражданской дееспособности, недействительным.
Одним из распространенных примеров таких договоров является совершение договора лицом с ограниченной дееспособностью без разрешения органа опеки и попечительства. В таком случае в соответствии со статьей 224 ГК договор является ничтожным.
Требования о признании договора недействительным в связи с ограниченной дееспособностью участника сделки или заключения его несовершеннолетним (в возрасте от 15 до 18 лет) могут быть заявлены только родителями (усыновителями), попечителями таких несовершеннолетних или попечителями лиц, ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.
Например, для заключения брачного договора до регистрации брака, если его стороной является несовершеннолетнее лицо, нужно письменное согласие его родителей или опекуна, удостоверенное нотариусом (часть вторая статьи 92 СК).
Основанием для признания брачного договора недействительным является заключение его лицом, которое в момент его совершения не осознавало значения своих действий и (или) не могло руководить ими (статья 225 ГК).
Правила статьи 225 ГК распространяются на те случаи, когда нет законных оснований для признания гражданина недееспособным, однако есть данные о том, что в момент заключения сделки он находился в таком состоянии, когда не мог понимать значение своих действий или руководить ими (временное психическое расстройство, нервное потрясение и др.). Для определения наличия такого состояния на момент заключения соглашения суд назначает судебно - психиатрическую экспертизу.
Однако в любом случае следует учитывать, что экспертное заключение является не бесспорным фактом, а одним из доказательств, которое должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами по делу (часть 6 статьи 147, статья 212 ГПК).
Брачный договор может быть признан недействительным, если будет выявлено несоответствие между волей и волеизъявлением лица при заключении договора (статья 203 ГК).
В договоре внешнее волеизъявление супругов должен отвечать его внутренней воле. Она должна быть направлена на достижение соответствующего юридического последствия, поэтому не могут рассматриваться как договор те фактические действия лица, не приводят непосредственно к возникновению, изменению или прекращению семейных прав и обязанностей. На этих основаниях необходимо выделить договоры, совершенные под влиянием: ошибки (статья 229 ГК); обмана (статья 230 ГК); насилия (статья 231 ГК); тяжелого обстоятельства и на крайне невыгодных условиях (статья 233 ГК), а также вследствие злонамеренной договоренности (статья 232 ГК).
В соответствии со статьями 229 - 233 ГК сделка, совершенная под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или вследствие стечения тяжелых обстоятельств (кабальная сделка), является оспариваемой и может быть признана судом недействительной.