Брак между усыновителем и усыновленным им ребенком может быть зарегистрирован
лишь в случае отмены усыновления.
В первую очередь надо определиться, кто относится к родственникам прямой линии родства. В прямой линии родства находятся те родственники, которые происходят друг от друга как по линии матери, так и по линии отца. Это : родители, дети, внуки, дед или бабка, правнучка, прадед, прабабушка и т. д..
Родственниками побочного линии родства являются те, которые имеют общего предка. Это : полно - родные (полнородные) брат и сестра.
Хотя законом такими правами не наделяет двоюродных братьев и сестер, родную тетю, дядю, племянника, племянницу (имея в виду неимущественные и имущественные права и обязанности), но, как видим, статья 26 СК Украины браки между ними запрещает.
Как свидетельствуют научные наблюдения, дети, рожденные от браков, заключенных между родственниками прямого родства, братьями и сестрами, с высокой степенью вероятности наследуют некоторые тяжелые болезни и физические недостатки. Поэтому закон не допускает заключения таких браков, хотя практически они и встречаются очень редко.
В связи с этим, запрещая браки между родственниками по прямой линии родства, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, двоюродными братьями и сестрами, родными теткой, дядей и племянником и племянницей, усыновителем и усыновленным им ребенком, а также между детьми, были усыновлены им, законодатель исходил как из этических норм, так и по биологическим соображениям.
Усыновлен лицо не может вступать в брак с усыновителем. Такой брак противоречит нравственному содержанию усыновление должно создавать такие же отношения, которые существуют между родителями и детьми. Кодекс о браке и семье УССР 1969, не предусмотрел возможности брака между ними при каких условиях.
В СК, в частности, в статье 26 содержится несколько новелл, которые не были предусмотрены статьей 17 КоБС 1969 году, а именно: а) разрешается брак между усыновителем и усыновленным им ребенком в случае отмены усыновления ;
б) разрешается брак между родным ребенком усыновителя и усыновленным им ребенком, а также между детьми, которые были им усыновлены, то есть между собой, поскольку они не являются кровными родственниками.
Законодатель и составитель СК не указал, каким образом и когда, кто должен отменять усыновление, кто должен заявить об этом ходатайство и перед кем.
По моему мнению, отмена усыновления должно проводиться на основании статей 238 СК, а именно : «Усыновление может быть отменено по решению суда, если :
1) оно противоречит интересам ребенка, не обеспечивает ей семейного воспитания ;
2) ребенок страдает слабоумием, на психическую или другую тяжелую неизлечимую болезнь, о чем усыновитель не знал и не мог знать на время усыновления ;
3) между усыновителем и ребенком сложились, независимо от воли усыновителя, отношения, которые делают невозможными их общее проживание и выполнение усыновителем своих родительских обязанностей.
3. Усыновление совершеннолетнего лица может быть отменено судом по взаимному согласию усыновителя и усыновленного или по требованию одного из них, если семейные отношения между ними не сложились ».
Как видим, норма закона не содержит в себе такого условия отмены усыновления как намерение о регистрации брака между усыновленным и усыновителем.
Таким образом, суд может рассматривать ходатайство об отмене усыновления на основании части первой пункта три, а также части третьей статьи 238 СК Украины
Кто имеет право обращаться в суд об отмене усыновления ? В соответствии со статьей 240 СК Украины «... Право на обращение в суд с иском об отмене усыновления или признания его недействительным имеют родители, усыновитель, опекун, попечитель, орган опеки и попечительства, прокурор, а также усыновленный ребенок достигшее четырнадцати лет». В нашем случае инициатором и лицом, может обратиться в суд об отмене усыновления, в связи с желанием заключить брак, являются:
а) усыновитель ;
б) усыновлен совершеннолетний ребенок, или женщина, которая достигла брачного возраста (17 лет);
в) органы опеки и попечительства в интересах усыновленного ребенка ;
г) прокурор.
В связи с тем, что в статье 240 СК Украины сказано: «Право на обращение в суд с иском », то обращение в суд об отмене усыновления должно быть оформлено исковым заявлением, по форме и содержанию должна соответствовать статьям 118 - 121 252 ГПК Украины.
Рассмотрение дела в суде должен проводиться в соответствии с главой 5 ГПК Украины «Рассмотрение судом дел об усыновлении ».
Отсутствуют в законе данные и о том, каким образом должен суд давать разрешение на брак между родным ребенком усыновителя и усыновленным им ребенком, а также между детьми, которые были усыновлены, кто имеет право обращаться в суд с заявлением, которым порядком должна она рассматриваться - как отдельное производство или как исковое.
Если обратиться к статье 23 СК Украины, согласно которой лицам после четырнадцати лет право на брак дает суд и составитель в комментарии к ней, указала, что заявление рассматривается в суде как отдельное производство, то ввиду аналогию права и заявления лиц о предоставлении права на брак между родным ребенком усыновителя и усыновленным им ребенком, а также между детьми, которые были усыновлены им, должны рассматриваться по правилам особого производства.
Правом на обращение в суд наделены лица, желающие вступить в брак самостоятельно, если они достигли брачного возраста, и дело рассматривается без участия усыновителя или органов опеки и попечительства.
В случае, если с заявлением обращаются лица, достигшие четырнадцати лет но не достигли брачного возраста, как заинтересованных лиц суд должен привлечь к делу усыновителя, как усыновителя и родного отца, органы опеки и попечительства.
Составитель и комментарий статьи 26 СК Украины обращают внимание суда на то, что между и кими детьми природных, биологических препятствий их будущем браку нет " поскольку запрет браков между родственниками по происхождению направлена на предотвращение кровосмешения.
Она указывает : «Есть только препятствие юридическое. Если, например, усыновление не было тайной для детей, возникновение в будущем между ними чувство любви не следует рассматривать как явление ненормальное, а поэтому юридическая преграда на их жизненно пути может быть устранена судом, без ущерба интересам общества ».
Возникает вопрос, а как быть, если для этих детей усыновление было тайным ? Тогда идо, суд не должен давать согласие на брак ? От этого беззакония ?
Я думаю, что в любых случаях эти лица имеют право на брак, без всяких оговорок.
Законодатель замолчал такую ситуацию, как возможность возникновения любви между опекуном и опекаемым, между патронатным воспитателем и ребенком, которая находится у него на воспитании. Возможен между ними брак должна быть запрет ?
Например, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье от 1 октября 1968 (ВПР СССР, 1968 г., № 27, ст. 241) запретили браки между усыновителями и усыновленными, но не включили в число лиц, между которыми запрещены браки, опекунов и опекаемых, лиц, опекают и патронируемых, фактических воспитателей и лиц, которых воспитывают.
Статья 17 КоБС В ССР, 1969 г. дала исчерпывающий перечень родственников (по прямой восходящей и нисходящей линии), браки между которыми считаются безусловно запрещенными. Все остальные названные лица родственниками ни в каком смысле не является.
В связи с этим вопрос о допустимости заключения брака между названными выше лицами должно решаться с учетом конкретных обстоятельств и на основании общих правил и принципов семейного законодательства. Так, например, если опикаема лицо является несовершеннолетним или признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, то, конечно, любая возможность заключения брака с этими лицами, в том числе и для опекунов, лиц, опекают, полностью исключается.
С другой стороны, вряд ли, например, надо запретить заключение брака между бывшим опекуном и подопичним, восстановленным в дееспособности, если заключения этого брака соответствует их интересам и не противоречит моральным принципам общества.