В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Здравствуйте. Общим собранием акционеров публичного акционерного общества принято решение об увеличении размера уставного капитала за счет дополнительных взносов путем закрытого (частного) размещения дополнительных простых именных акций.

Поскольку акционеры общества пользуются преимущественным правом на приобретение акций дополнительного выпуска (в результате увеличения размера уставного капитала) в количестве, пропорциональном части принадлежащих им акций в уставном капитале общества, все акции дополнительного выпуска были приобретены акционерами общества пропорционально части принадлежащих им акций в уставном капитале общества. Все акционеры, которые приобрели акции дополнительного выпуска, приобрели на них право собственности, однако один акционер, который также оплатил акции общества пропорционально части принадлежащих ему акций (незначительный пакет) в уставном капитале общества, отказался дать (не дает) распоряжение на зачисление приобретенных им акций дополнительного выпуска на счет в ценных бумагах его хранителю (право собственности на акции, выпущенные в бездокументарной форме к этому акционеру, не перешло), в результате чего нарушены права других (всех) акционеров, акции которых заблокированы на счете по эмиссионным отягощениям, акционерному обществу причиняются убытки, общество не может зарегистрировать отчет о результатах размещения акций.

Просим прокомментировать данную ситуацию, поскольку существующая нормативно-правовая база законодательства Украины не дает возможности эффективного прекращения нарушения одним из акционеров права собственности на акции других акционеров, нарушения прав и интересов общества, нарушения требований законодательства о ценных бумагах, устава и внутренних положений акционерного общества?


Добрый день! Ситуация действительно сложная. Исходя из изложенного выше и норм законодательства, в частности п. 6 раздела VI Положения о депозитарной деятельности, можно заключить, что на данный момент акции, приобретенные «проблемным» акционером, находятся на счету обслуживающего его хранителя в депозитарии с целью дальнейшего зачисления непосредственно на счет акционера. Согласно п. 1 главы 2 раздела V Положения о депозитарной деятельности любые операции со счетом клиента (в том числе и зачисление акций в бездокументарной форме) могут осуществляться депозитарием и регистратором только по распоряжению владельца счета или уполномоченного им лица за исключением случаев, когда законодательство определяет операцию как безусловную.

В то же время, с точки зрения специальных норм законодательства, в частности того же Положения о депозитарной деятельности, выдача покупателем распоряжения о зачислении ценных бумаг на его счет у хранителя является правом, а не обязанностью. При этом сроки, в рамках которых можно использовать данное право, не лимитируются, что вполне естественно, поскольку в большинстве ситуаций совершенно не в интересах покупателя затягивать процесс зачисления ценных бумаг на его счет.

В данном случае имеет место одно из исключений – акционеру, имеющему какие-либо нелады с другими акционерами либо руководством АО, может быть выгодно затягивать процесс оформления права собственности на акции с теми или иными целями. Попытаться предотвратить возникновение такой ситуации можно путем закрепления в договоре купли-продажи акций обязанности покупателя выдать обслуживающему его хранителю распоряжение о зачислении приобретаемых акций на счет, закрепления срока на осуществление таких действий и ответственности за нарушение соответствующих условий договора.

Стоит отметить, что законодательство в принципе предусматривает ситуацию, при которой лицо, приобретшее ценные бумаги в ходе их размещения, так и не отдаст распоряжение о зачислении таких ЦБ на свой счет. Согласно п. 8 раздела VI Положения о депозитарной деятельности такие ЦБ должны быть возвращены хранителем на счет эмитента в депозитарии по истечению трехмесячного срока с момента зачисления на счет хранителя либо с момента снятия эмиссионных ограничений на оборот таких ЦБ.

Однако указанный трехмесячный срок ожидания действительно не позволяет назвать предложенный вариант эффективным способом решения проблемы. Поэтому стоит поискать другие, более оперативные, механизмы разрешения сложившейся ситуации.

К сожалению, в тексте вопроса не указано, заключен ли с «проблемным» акционером договор купли-продажи акций в рамках первого этапа размещения акций допэмиссии. Но пока будем исходить из того, что такой договор имеется.

Если разобрать юридическую природу данной ситуации, мы имеем дело с типичной незавершенной сделкой. Стороны не только заключили договор, но и предприняли ряд действий для его исполнения (как минимум акционер перечислил оплату за акции, пусть и еще до заключения договора в рамках требований п. 4 главы 2 раздела II Порядка увеличения (уменьшения) уставного капитала публичного или частного акционерного общества»). Но исполнение договора не завершено – право собственности на акции не перешло к акционеру. Следовательно, речь идет о том, может ли одна сторона сделки (АО) обязать вторую сторону (акционера) предпринять действия, необходимые для ее завершения.

Если в описанном в вопросе случае договор содержит нормы об обязанности акционера дать распоряжение о зачислении акций на свой счет, выходом будет обращение в суд с требованием о принудительном исполнении покупателем своих обязанностей согласно договору, а также возмещением нанесенного акционерному обществу ущерба и взыскании штрафных санкций (если они предусмотрены договором). При отсутствии в договоре четко указанных сроков исполнения покупателем своей обязанности дать хранителю распоряжение о зачислении приобретенных акций на счет необходимо до обращения в суд отправить акционеру письменное требование исполнить эту обязанность с указанием срока (исходя из ч. 2 ст. 530 Гражданского кодекса). Это необходимо, чтобы у суда не возникло в дальнейшем сомнений относительно того, наступил ли срок исполнения обязательства покупателя.

При этом стоит отметить, что отсутствие в договоре купли-продажи акций положений об обязанности покупателя дать распоряжение хранителю коренным образом не меняет ситуацию. В данной случае имеет место договор купли-продажи, следовательно, необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса о соответствующем виде договоров. В частности, речь идет о ст. 689 ГК, которая устанавливает обязанность покупателя принять товар, а также предпринять действия, необходимые для передачи и получения товара. В данной ситуации таким действием как раз и будет выдача распоряжения о зачислении приобретенных ценных бумаг на счет покупателя.

Главные недостатки такого пути – длительность процесса, а также возможные сложности с исполнением судебного решения вплоть до закрытия исполнительного производства в связи с невозможностью исполнить решение на основании ч. 3 ст. 75 Закона «Об исполнительном производстве». Поэтому его тоже вряд ли можно отнести к эффективным способам защиты.

Более-менее эффективно защитить свои права и права других акционеров эмитенту можно разве что путем включения в договор купли-продажи акций положения о его расторжении в случае невыполнения покупателем установленной тем же договором обязанности выдать своему регистратору распоряжение о зачислении купленных акций на счет в ценных бумаг на протяжении определенного срока с момента заключения договора, следствием чего станет реституция – возвращение акций на счет эмитента на основании судебного решения. Одновременно в правилах эмиссии необходимо предусмотреть переход права на покупку таких акций другим лицам, а также порядок такой продажи. Однако такой вариант чреват спорами с акционером и судебными разбирательствами, поэтому не может быть признан оптимальным.

 


Получите за 15 минут консультацию юриста!