В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Добрый день. Правомерно ли подписание заявления о выходе участника из ООО третьим лицом по доверенности? Или заявление должно быть с подписью самого участника?


Здравствуйте! Согласно ст. 100 Гражданского кодекса право на участие в обществе (в том числе в ООО) является личным неимущественным правом лица. В свою очередь, ст. 272 ГК указывает, что личное неимущественное право физическим лицом осуществляется самостоятельно. 

Исключение предусмотрено лишь для малолетних, несовершеннолетних лиц, а также лиц, которые в связи с возрастом или состоянием здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права. В таком случае их права осуществляются родителями (усыновителями), опекунами либо попечителями. 

Исходя из этого, личное неимущественное право физического лица на участие в обществе не может осуществляться представителем по доверенности. При этом такое право реализуется путем вступления в число участников существующего общества либо учреждения нового общества. Соответственно, представитель не может подписывать учредительные документы или подавать заявление о принятии в члены существующего общества.

В то же время ч. 2 ст. 269 и ст. 271 ГК определяют, что личные имущественные права касаются сферы частной жизни и не имеют экономического содержания. В свою очередь, ООО на основании ст. 84 ГК является предпринимательским обществом, что означает, что основная цель его деятельности – получение прибыли, в дальнейшем распределяемой между его участниками. Следовательно, можно утверждать, что право на участие в ООО (и шире – в любом предпринимательском обществе) имеет экономическое содержание и является личным имущественным правом, а значит, может реализовываться представителем по доверенности. Впрочем, такая точка зрения на практике не применяется, поскольку противоречит императивной норме ст. 100 ГК.

Кроме того, отметим, что ст. 116 ГК относит право выхода из общества к правам участника общества. Это можно трактовать как то, что право на выход не является личным неимущественным правом физического лица. Обосновывается это следующим образом: физлицо реализует свое право на участие, вступив в число участников (учредителей) общества, после чего его статус в правоотношениях с обществом и другими участниками меняется и речь идет уже о реализации прав участника общества, в том числе и права на выход. Косвенно это подтверждается сложившейся практикой реализации прав участников общества (например, на участие в управлении путем участия в общих собраниях) через представителя по доверенности.

Однако отказ от участия в обществе по своей сути является отказом от реализации права на участие в обществе. Следовательно, можно утверждать, что речь по-прежнему идет о личном неимущественном праве, реализовать которое может лишь физлицо самостоятельно.

То есть однозначного ответа на поставленный вопрос в законодательстве нет.

  

ВЫВОД: 

Исходя из сказанного выше, не стоит пытаться оформить выход участника из ООО путем подачи заявления, подписанного представителем по доверенности. С высокой вероятностью это вызовет спор, который потребует достаточно долгих разбирательств в суде. При этом, скорее всего, суд станет на позицию о необходимости личной подписи участника. Поэтому в большинстве случаев намного проще получить подпись самого участника.