В уголовном производстве признали потерпевшим лицо, которое пользовалось автомобилем на основании доверенности и техпаспорта на имя собственника. Однако собственник, выдававший доверенность, умер более 15 лет назад. Автомобиль с тех пор никем не унаследован. Правомерно ли признание такого лица потерпевшим? Не должны ли были закрыть производство в связи с тем, что фактически у имущества нет владельца?
К сожалению, в вопросе не уточнено, как квалифицированны неправомерные действия подозреваемого в рамках уголовного производства. Если, к примеру, речь идет о деянии, повлекшем нанесение вреда здоровью, то вопрос о правомерности признания лица потерпевшим не имеет никакого отношения к вопросу о праве собственности на автомобиль. Поэтому при ответе на вопрос будем исходить из того, что речь идет об уголовном производстве, связанном с нанесением ущерба автомобилю либо незаконным завладением автомобилем.
Итак, согласно ст. 55 УПК возможность приобретения лицом статуса потерпевшего связывается исключительно с фактом нанесения ему в результате уголовно наказуемых деяний другого лица имущественного либо неимущественного вреда. Следовательно, по умолчанию потерпевшим при нанесении ущерба имуществу признается собственник имущества (что, впрочем, прямо не закреплено законом). На практике, как правило, так и происходит.
Поэтому одним из ключевых моментов является установление собственника автомобиля. Как видим из вопроса, предыдущий установленный собственник умер до вступления в силу Гражданского кодекса 2003 года, следовательно, вопросы наследования автомобиля регулируются разделом VII Гражданского кодекса УССР.
При этом стоит обратить внимание на п. 1 ч. 1 ст. 549 ГК УССР, согласно которому вступление в наследство возможно путем фактического вступления в управление или владение наследственным имуществом. Таким образом, если нынешний пользователь автомобиля является наследником лица, выдавшего доверенность, то на основании указанной нормы он может быть признан лицом, принявшим автомобиль в наследство. Согласно ст. 548 ГК УССР наследство считается принадлежащим наследнику с момента принятия наследства (что важно, ГК УССР не связывает момент возникновения права собственности с моментом его государственной регистрации либо с моментом его документального оформления). Если обстоятельства дела складываются таким образом, то пользователь автомобиля может быть признан собственником, а следовательно, и потерпевшим.
Если же сегодняшний пользователь не является наследником последнего известного собственника, то право собственности у него может возникнуть вследствие применения норм о приобретательной давности. Согласно ч. 1 ст. 344 ГК Украины лицо, добросовестно завладевшее имуществом и открыто, непрерывно его использовавшее на протяжении 5 лет (для движимого имущества), получает право собственности на такое имущество. В данной ситуации имущество передавалось по договору, следовательно, правильнее будет опираться на ч. 3 ст. 344 ГК Украины, согласно которой в подобном случае право собственности может быть получено через 5 лет после истечения исковой давности по требованиям о возврате имущества в связи с прекращением договора.
В любом случае указанные в ст. 344 ГК Украины сроки уже прошли. Поэтому пользователь автомобиля может считаться его собственником, поскольку право собственности на автомобиль не подлежит госрегистрации и норма абз. 3 ч. 1 ст. 344 ГК Украины применению также не подлежит.
Исходя из этих соображений, признание в данной ситуации пользователя автомобиля потерпевшим, скорее всего, является законным.