В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам.

2. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

3. Участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам его участника (учредителя), кроме случаев, установленных учредительными документами и законом.

4. Лица, которые создают юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации.

Юридическое лицо отвечает по обязательствам его участников (учредителей), связанные с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий соответствующим органом юридического лица.



Комментарий:

1. Положения статьи, комментируется, распространяются на всех юридических лиц частного права. Что касается юридических лиц публичного права, то эта статья распространяется на них в соответствии со ст. 82 ГК, если иное не установлено законом.

2. Часть первая ст. 96 ГК определяет общую материально-правовую норму о том, что юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Это положение лишь на первый взгляд является декларативным, поскольку соответствующее правило является само собой разумеющимся. На самом деле, правовое значение таких общих положений является существенным, особенно когда в иностранном суде (коммерческом арбитражном суде) применяется законодательство Украины, и судьи не имеют системных знаний о законодательстве Украины.

3. В ч. 2 ст. 96 ГК формулируется положение, определяющее содержание не гражданских (ма-материальных) правоотношений, а правоотношений, возникающих и реализуются на стадии исполнительного производства. Относительно другого имущества может быть применен арест, на какое имущество может быть обращено взыскание - это вопрос судебного (гражданского, хозяйственного) процесса и исполнительного производства. Но в нем есть и смысл, что вы

определяться как гражданско-правовой (материально-правовой): юридическое лицо отвечает «принадлежащим ему имуществом». Материальное (гражданское) право определяет, какое имущество принадлежит юридическому лицу. Имущество может «принадлежать» лицу (в том числе юридической) на праве собственности. Такой вывод можно сделать, например, ст. 322 ГК и ст. 134 ГК [42]. Относительно предприятий, наделяются правом хозяйственного ведения или оперативного управления, Хозяйственный кодекс преимущественно употребляет слова «имущество закрепляется» (ч. 2 ст. 74; ч. ст. 76; ч. ст. 78 ГК). Но употребляются и слова «имущество, принадлежащее предприятию» (ч. 1 ст. 74 ГК). Наряду с этим неправильно было бы относить к имуществу, которое принадлежит юридическому лицу, то имущество, право на которое человек получил на основании договора, дающего право временного пользования имуществом, а также на чужое имущество, в отношении которого юридическое лицо вещное право. Законом «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» [182] введен мораторий на применение принудительной реализации имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 процентов, до усовершенствования определенного законами Украины механизма принудительной реализации имущества. Мораторий распространяется на недвижимое имущество и другие основные средства производства. «Самолет не является средством производства», - ошибочно утверждал Федеральный суд Канады в решении по делу об аресте украинского самолета. Самолет всегда принадлежит к основным средствам производства, если только он используется в хозяйственной деятельности, а не в сфере социальной деятельности предприятия, не имеет целью получение прибыли. Конституционный Суд Украины признал упомянутый Закон соответствующим Конституции Украины [243].

4. Учитывая специфику имущественных правоотношений между юридическим лицом и его учредителями, ч. З ст. 96 ГК специально подчеркивает, что участник (учредитель) юридического лица не отвечает по обязательствам этого лица, и наоборот. Однако, из этого правила предусматривается возможность установления исключений законами и учредительными документами.

5. Ряд положений законодательства устанавливает субсидиарную ответственность учредителей, участников по обязательствам юридического лица. Правовой режим субсидиарной ответственности до последнего времени определялся недостаточно. Определенную определенность в этот механизм внесены в. 619 ГК, которая предусматривает возможность предъявления требования к лицу, несущему субсидиарную ответственность, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил ответа на предъявленное к основному должнику требование в разумный срок. Но в случаях, когда субсидиарная ответственность наступает в случае недостаточности имущества основного должника, механизм субсидиарной ответственности является, как правило, другим. Здесь возможны следующие варианты предъявления исков в субсидиарного должника: 1) кредитор обращается с иском к основному должнику и лица, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам основного должника. Суд в таких случаях принимает решение о взыскании суммы долга с основного должника и субсидиарно - с лица, несущего субсидиарную ответственность. На стадии исполнительного производства, когда обнаруживается невозможность исполнения судебного решения в связи с недостаточностью имущества основного должника, должен быть выдан второй исполнительный лист с точным указанием суммы, подлежащей взысканию с лица, несущего субсидиарную ответственность, 2) кредитор обращается с иском только к основному должнику. После обнаружения недостаточности имущества должника исполнительный документ возвращается взыскателю, который может обратиться с иском в субсидиарного должника. Оба названных варианта не полностью соответствуют ст. 368 ГПК [44] и ст. 116 ГПК [31]. Но Украина в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7] обязалась обеспечить доступ к правосудию, что, в частности, означает обязательство обеспечить выполнение судебных решений. Поэтому даже ссылки суда на право действовать на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами (ст. 19 Конституции Украины [1]), не может быть препятствием для выдачи исполнительных листов или приказов хозяйственных

судов на взыскание долга с субсидиарно обязанного лица при недостаточности имущества основного должника.

Субсидиарная ответственность является материально-правовой (гражданской) ответственностью. Поэтому она не может быть реализована вне процессуальных формам, предусмотренным Гражданским процессуальным и Хозяйственным процессуальным кодексами, путем обращения взыскания на имущество лица, несущего субсидиарную ответственность, при отсутствии судебного решения в отношении лица, несет субсидиарную ответственность.

6. Согласно ч. 7 ст. 77 ГК [42] казенное предприятие отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Во средствами в настоящей статье понимаются только денежные средства, поскольку в абзаце третьем части пятой этой статьи указывается на «средства и иное имущество, полученные от реализации ...». В случае недостаточности указанных средств государство в лице органа, в сферу управления

которого входит, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Часть 9 ст. 77 ГК является основанием для распространения этих правил на коммунальные некоммерческие предприятия. Формулировка «государство в лице органа ...» означает, что стороной соответствующих правоотношений является государство, а соответствующий государственный орган лишь представляет государство.

7. Любой возможности применить ч. 7 ст. 77 ГК к другим юридическим лицам публичного права нет. Аналогия закона не может быть использована, поскольку соответствующие отношения урегулированы ст. 176 ГК. Отсутствуют и другие логические средства, которые позволяли применить ч. 7 ст. 77 ГК к юридическим лицам публичного права. Поэтому ст. 96 ГК в полной мере применяется к юридическим лицам публичного права, в том числе

тех, которые финансируются из бюджетов. Контрагенты юридических лиц должны быть крайне осторожными при заключении договоров с такими юридическими лицами. Что касается внедоговорной ответственности, то согласно специальным правилам ст. 1173 - 1176 ГК за имущественный и моральный вред, причиненный государственными органами, в том числе юридическими лицами, их работниками, ответственность возлагается на государство, Автономную Республику Крым и органы местного самоуправления.

8. Ответственность по обязательствам товарищества несут участники таких обществ. их ответственность является субсидиарной (участники полных товариществ несут ответствен-ность всем своим имуществом в случае недостаточности у полного общества имущества для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 119, 124 ГК; ч. 5 ст. 80 ГК). Новый Гражданский кодекс и Хозяйственный кодекс расширяют ответственность участников полных товариществ по сравнению со ст. 74 Закона «О хозяйственных обществах» [53], которая допускала субсидиарную ответственность участников полных товариществ только в случаях, когда недостаточность имущества оказалась при ликвидации полного общества. прежнему субсидиарная ответственность участников полных товариществ является солидарной.

9. Участники с полной ответственностью коммандитных солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам таких обществ (ст. 133 ГК; ч. 6 ст. 80 ГК). Эта ответственность между участниками с полной ответственностью распределяется по ст. 119, 124 ГК, поскольку ч. З ст. 133 ГК распространяет на коммандитные общества положения о полных общества.

10. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в размере, устанавливается уставом общества и является одинаково кратным для всех участников к стоимости внесенного каждым участником вклада в уставный капитал общества (ст. 151 ГК; ч. 4 ст. 80 ГК). В случае банкротства одного из участников общества с дополнительной ответственностью установлено, что его доля ответственности распределяется между остальными участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

11. Участники доверительных обществ несут субсидиарную ответственность по их обязательствам в пятикратном размере к вкладу каждого в уставный фонд в случае недостаточности общей суммы взносов участников в уставный фонд для погашения долгов общества (часть четвертая ст. 2 Декрета Кабинета Министров «О доверительных обществах» [232]).

12. Члены производственных кооперативов несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размерах и порядке, установленных уставом кооператива (ст. 163 ГК). Часть вторая ст. 27 Закона Украины «О кооперации» [202] также предусматривает возможность установления уставом кооператива или законом ответственности членов кооператива по обязательствам кооператива. Общее же правило, что сформулированное в этой статье («члены кооператива отвечают по обязательствам кооператива в пределах внесенного ими пая»), следует толковать так, что член кооператива своим имуществом по обязательствам кооператива не отвечает. Цитируемое формулировки истолковано таким образом, учитывая, как толковались подобные формулировки ранее: «Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций», «участники общества несут ответственность в пределах их вкладов» (часть вторая ст. 24; часть вторая ст. 50 Закона «О хозяйственных обществах»). В ч. 1 ст. 108 ГК приводится другая формулировка: «Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом в размере не менее их паевого взноса». Итак, член кооператива несет риск потери своего вклада в имущество кооператива в случае его банкротства и, кроме того, отвечает собственным имуществом в указанном выше минимальном размере, если законом или уставом не установлен более высокий размер ответственности.

13. Владелец (орган, уполномоченный управлять имуществом юридического лица, которое ликвидируется) несет обязанность по выплате средней заработной платы за время вынужденного прогула работника такого юридического лица в случае невозможности восстановления работника (ст. 2401 КЗоТ [28]). Специфика содержания понятия собственника или уполномоченного им органа в Кодексе законов о труде исключает применения этого законодательного положения в лица (лиц), которые являются учредителями (участниками) юридического лица.

14. Часть 7 ст. 126 ГК [42] устанавливает субсидиарную ответственность контролирующего предприятия перед дочерним предприятием, если последнее по вине первого оказывается в состоянии неплатежеспособности и будет признано банкротом.

15. Участники обществ с ограниченной ответственностью несут солидарную (но не суб-сидиарну) ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада в уставный капитал. Это предусмотрено ст. 140 ГК. Относительно акционеров установлено несколько иное правило: они в соответствии со ст. 152 ГК и ч. 2 ст. С Закона «Об акционерных товаритва» [228] отвечают по обязательствам акционерного

общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций только в случаях, установленных уставом. Вид ответственности закон не устанавливает. Поэтому она в соответствии с уставом может быть солидарной или субсидиарной. Если она субсидиарной, то применяется она при недостаточности имущества акционерного общества в любое время, а не только при ликвидации акционерного общества.

16. Юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам собственника его имущества или учредителя. Из этого правила также могут устанавливаться исключения законом и учредительными документами юридического лица. Исключение из этого правила устанавливают ч. 4 ст. 96 ГК и ч. 2 ст. 12 Закона «Об акционерных обществах». При последующего одобрения соответствующим органом юридического лица действий участников, учредителей, связанные с созданием юридического лица и повлекшие за собой возникновение обязательств, юридическое лицо отвечает по таким обязательствам. Если последующее одобрение не произошло, лица, которые создают юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до государственной регистрации юридического лица. Эта ответственность после удовлетворения требований кредиторов распределяется между учредителями в равных долях (ст. 544 ГК). Но в случае существенной разницы в долях учредителей в уставном (складочном) капитале юридического лица (например, при соотношении 10 (или больше) к 1) заметна явная несправедливость правил ст. 544 ГК, подлежащих применению. В таких случаях суд вправе в мотивировочной части судебного решения указать на несоответствие этих правил принципа верховенства права и применить (в связи с возникновением пробелы в законодательстве) в порядке аналогии права этот принцип и распределить ответственность между учредителями юридического лица пропорционально их долям в уставном ( складочном) капитале юридического лица.

Других случаев ответственности юридического лица по обязательствам ее учредителей (участников) законом не предусмотрены. Но учредительными документами они предусматриваться могут.

17. Обращение взыскания на имущественные права учредителя (участника) в отношении юридического лица по обязательствам этого учредителя (участника) не подпадает под понятие ответ-ственности юридического лица по обязательствам ее учредителей (участников). Поскольку участник (учредитель) юридического лица имеет имущественные права в отношении этого юридического лица, а юридическое лицо (возможный участник или учредитель) несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом (ч. 2 ст. 96 ГК), возникает возможность обратить флаг-ния на имущественные права учредителя (участника) в отношении юридического лица вне правовой конструкцией ответственности. Относительно граждан (физических лиц) также предусмотрена возможность обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (часть пятая ст. 50 Закона «Об исполнительном производстве» [129]). Итак, на имущественные права участника (учредителя) юридического лица в отношении этого лица обращения взыскания по обязательствам учредителя (участника) возможно. Порядок такого обращения специально определяется ст. 131 ГК в отношении участников полных товариществ (распространяется на участников с полной ответственностью коммандитных обществ) и ст. 149 ГК - по обществ с ограниченной ответствен-ностью (распространяется и на общества с дополнительной ответственностью). Кредиторы при недостаточности имущества должника вправе предъявить требование к хозяйственных обществ, в котором должник имеет право на долю в сложенном или уставном капитале, о выделении доли имущества общества для обращения взыскания на нее.

Допускается также обращение взыскания на пай члена кооператива по его собственным обязательствам в случае недостаточности у него другого имущества в порядке, установленном уставом кооператива и законом (ч. 5 ст. 166 ГК).

В других случаях отсутствие специальных законов не может быть препятствием для обращения взыскания на имущественные права учредителя (участника) в отношении юридического лица. В частности, может быть предъявлено требование об обращении взыскания на имущество частного предприятия, учредителем которого является должник. В случаях, когда законом не установлен порядок обращения взыскания на имущественные права должника в отношении юридических лиц, учредителем которых является должник, по аналогии следует применять ст. 131 или 149 ГК, допускают взыскания на имущественные права должника по основанных им юридических лиц только при недостаточности другого имущества должника.