1. Участником хозяйственного общества может быть физическое или юридическое лицо.
Ограничения на участие в хозяйственных обществах может быть установлено законом.
2. Хозяйственное общество, кроме полного и коммандитного обществ, может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Комментарий:
1. Участниками хозяйственных обществ могут быть юридические и физические лица. Если участниками хозяйственных обществ выступают непосредственно органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, они должны действовать при этом на основании, в пределах полномочий и способом, которые установлены Конституцией и законами. Это общее правило дополняется специальными
нормами, предусмотренных ч. З ст. 167, ч. З ст. 168 и ч. З ст. 169 ГК, согласно которым государство (Украина), Автономная Республика Крым и территориальные общины имеют право на общих основаниях участвовать в создании и деятельности юридических лиц частного права, в частности, предпринимательских обществ, если иное не предусмотрено законом. Это не затрагивает права государства, территориальных общин создавать пред
ства и другие юридические лица публичного права.
2. Случаи, когда юридические лица публичного права могут быть участниками гос-хозяйственных обществ, пределы таких их возможностей, в соответствии со ст. 82 ГК установления ются законом. В частности, государственным предприятиям, как правило, запрещается быть учредителями предприятий любых организационно-правовых форм и видов, хозяйственных обществ, кооперативов (ст. 1 Декрета Кабинета Министров «О впо-дочения деятельности субъектов предпринимательской деятельности, созданных с участием государственных предприятий »[230]).
3. Относительно юридических лиц частного права специальными законами прямо или косвенно установлены многочисленные ограничения права быть участниками юридических лиц. Согласно ч. 2 ст. 141 ГК хозяйственное общество, состоящее из одного лица, не имеет права как единственный участник создать общество с ограниченной ответствен-ностью. Подобное правило установлено в отношении участников акционерного общества в. 4 Закона «Об акционерных обществах».
4. Право быть участниками хозяйственных обществ в соответствии со ст. С Закона «О режиме иностранного инвестирования» [96] принадлежит иностранным юридическим лицам. По государствами такое право прямо законодательством Украины не признается, но и запрета на это не установлено.
5. Право быть участниками хозяйственных обществ признается иностранцами, лицами без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Украины (ст. 2 Закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» [82]).
6. Ограничения на участие в хозяйственных обществах устанавливаются и для граждан Украины. Участники полных товариществ, а также участники с полной ответственностью коммандитных обществ в соответствии со ст. 119 и 133 ГК занимаются предпринимательской деятельностью от имени таких обществ. Поэтому участниками полных товариществ, а также участниками с полной ответственностью коммандитных обществ не могут быть государственные служащие (ст. 5 Закона «О борьбе с коррупцией» [91]). Уголовный кодекс [36] (ст. 55) предусматривает применение такого наказания как лишение на срок до пяти лет права заниматься определенной, в частности предпринимательской, деятельностью.
7. Служащим Национального банка запрещается быть акционерами коммерческих банков (часть вторая ст. 65 Закона «О Национальном банке Украины» [132]). Но банки могут создаваться не только в организационно-правовой форме акционерных обществ, но и в форме обществ с ограниченной ответственностью (часть первая ст. 6 Закона «О банках и банковской деятельности» [163]). На участие в банке, созданном в форме общества с ограниченной ответственностью, указанное ограничение следует распространять по аналогии.
8. Способность быть участником и учредителем юридических лиц, как это следует из ч. 1 ст. 32 ГК, является элементом гражданской дееспособности физических лиц. Такое понимание способности быть участником и учредителем юридических лиц вызывает замечания, но оно принадлежит законодателю, который нельзя противоречить в процессе применения правовых норм. Поэтому к содержанию дееспособности физических лиц следует относить как способность иметь права и обязанности учредителя и участника юридических лиц, так и способность самостоятельно их осуществлять. Отсюда следует, что законодатель, по общему правилу, исключает участие в хозяйственных обществах лиц, не достигших четырнадцати лет, недееспособных и ограниченно дееспособных. Но ограничения дееспособности или признания физического лица недееспособным дает основания для принятия решения о выходе из состава участников только товарищества (п. ч. 1 ст. 129 ГК). В соответствии со ст. 133 ГК это правило распространяется на полных участников коммандитного общества. В остальных случаях ограничения дееспособности и признание физического лица недееспособным не влечет изъятия из хозяйственного общества. Итак, в этих случаях физическое лицо сохраняет все права и обязанности участника хозяйства, а осуществляет их опекун недееспособного лица или ограниченно дееспособное лицо с разрешения попечителя.
9. Пункт 1 ч. 1 ст. 129 ГК устанавливает, что смерть физического лица - участника полного общества вызывает выбытия из состава участников в случае отсутствия наследников. Отсюда не следует сделать вывод о том, что наследники приобретают права участников полного общества. Этому препятствует правило ч. 7 ст. 80 ГК [42], согласно которому участниками полных товариществ могут быть только лица, зарегистрированные
как субъекты предпринимательской деятельности.
10. Часть 2 ст. 83 ГК предусматривает возможность создания юридического лица одним лицом, если это не запрещено законом. Часть 2 ст. 114 ГК конкретизирует это правило относительно хозяйственных обществ, предусматривает возможность их создания единственным участником. Это не допускается в отношении полных и коммандитных обществ.