1. Фиктивным является сделка, совершенная без намерения создания правовых последствий, которые обусловливались этой сделкой.
2. Фиктивная сделка признается судом недействительным.
Комментарий:
1. В отличие от ранее действующего Гражданского кодекса, ст. 234 нового Гражданского кодекса признает фиктивный сделка не ничтожным, а оспариваемой. Он может быть признан недействительным только судом по иску заинтересованного лица.
2. Фиктивным является сделка, совершаемая без намерения создать юридические последствия, которые составляют содержание этой сделки. Признак заключения сделки без намерения создать юридические последствия могут быть присуща действиям одной или обеих сторон сделки. Однако фиктивным можно признать сделку только при условии, что обе стороны действовали без намерения создать гражданско-правовые последствия. Если же одна сторона действовала без намерения создать юридические последствия, а другая сторона такое намерение было, сделка не может быть признан недействительным. Так, гражданин обратился в суд с иском о признании недействительной сделки, согласно которому он подарил своей жене автомобиль, он приобрел до брака. Исковые требования он обосновал тем, что заключил сделку с целью исключить претензии своей первой жены на автомобиль, с которой до момента заключения договора дарения он не закончил спор о разделе имущества. Однако суд отказал в иске о признании сделки недействительной, поскольку вторая сторона сделки подтвердила в суде, что как Одаряемый заключила сделку с целью создать юридические последствия.
3. Заключение сделки с целью скрыть имущество от конфискации, от обращения на него взыскания по обязательствам собственника является основанием для применения ст. 234 ГК только при условии, что будет доказано, что сделка совершена без намерения создания правовых последствий. Если же это не будет доказано, сама по себе цель избежать конфискации имущества или обращения взыскания на него не является достаточным для признания сделки
недействительным как фиктивного.
4. К категории фиктивных не относящихся и сделки, совершаемые с участием юридического лица, которой не существует. Практика подписания договоров в подтверждение совершения таких сделок получила распространение с целью уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, в частности для получения права на так называемый налоговый кредит. Если подпись и печать одной из сторон на договоре подделана, то иск о признании недействительным договора (сделки) с участием юридического лица, которой не существует, не может быть удовлетворен, поскольку данное юридическое лицо не проявляла волю на совершение сделки. В таких случаях следует заявлять в суде требование о признании правоотношений несоответствующими возникли. Но права на заявление таких исков органы государственной налоговой службы не имеют. Если злоумышленники осуществляли сделку от имени юридического лица, существует реально (или хотя формально - не исключена из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей), то основания для признания такой сделки являются недействительными. Но в. 234 ГК в таких случаях не должна применяться, поскольку такая сделка имеет признаваться недействительным на основании ч. 1 ст. 215 и ч. 1 ст. 203 ГК.
5. На выполнение фиктивной сделки не передаются имущество или имущественные права. Поэтому и об имущественных последствия признания сделок фиктивными в законодательстве ничего не говорится. Если же на выполнение сделки были переданы имущество или имущественные права, сделка не может быть квалифицирован как фиктивный.
6. Само по себе невыполнение сделки сторонами не означает, что заключена фиктивная сделка. Истец, требующий признания сделки недействительной, должен доказать отсутствие у участников сделки намерения создать юридические последствия на момент совершения сделки. При разрешении споров о признании сделок недействительными как таковых, заключаемых без намерения создать юридические последствия, следует также
учитывать, что заключение сделок между членами семьи (например, дарения или купля-продажа квартиры, когда в ней остаются проживать те же лица) вообще не предусматривает совершения каких-либо фактических действий во исполнение сделки. Тот факт, что квартира не переоформлена на нового владельца в жилищно-эксплуатационном предприятии, также не может быть достаточным основанием для признания сделки не-действительным.
7. Ранее действующий Гражданский кодекс использовал понятие притворной сделки, которое по содержанию очень близко к категории фиктивного сделки. В судебной практике понятие притворной сделки толковалось достаточно широко. Так, в еженедельнике «Бизнес» анализировался случай, когда суд признал притворной сделкой договор аренды государственного имущества, на заключение которого не было получено согласия соответствующего отделения Фонда государственного имущества (2001, № 47, с. 42 - 43). Это - широкое и незаконное толкование ст. 58 ранее действующего Гражданского кодекса.