В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Сделка по замене кредитора в обязательстве совершается в такой же фор-мы, что и сделка, на основании которой возникло обязательство, право требования по которому передается новому кредитору.

2. Сделка по замене кредитора в обязательстве, которое возникло на основании право-чина, подлежащее государственной регистрации, должен быть зарегистрирован в порядке, установ-ленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.



Комментарий:

1. Для правильного толкования ст. 513 ГК следует учитывать, что она касается не всех оснований замены кредитора в обязательстве, а только тех, которые указаны в п. 1 ч. 1 этой статьи (сделок). Хотя исполнение обязанности должника поручителем или залогодателем - имущественным поручителем, исполнения обязанности должника третьим лицом с учетом ч. ст. 206 ГК также должны квалифицироваться как сделки, но о замене кредитора в обязательстве указанные действия не являются сделками. Эти действия объективно влекут за собой замену кредитора в обязательстве, в то время как сделкам признаются лишь действия, направленные на достижение гражданско-правовых последствий для лиц, совершающих действия (ч. 1 ст. 202 ГК).

2. Гражданский кодекс не определяет характера договора от ступ ления права как реального или консенсуального. Это дает сторонам этого договора возможность для выбора. Они могут договориться о том, что осуществят передачу права в будущем путем подписания соответствующего акта. Но в практике такого почти не бывает. Обычно в договорах указывается на передачу права, позволяет квалифицировать их как реальные. Относительно факторинга в. 1077 ГК допускает заключение договора как реального или консенсуального. Это связано с более дифференцированным подходом законодателя в институте факторинга к проблеме развития субъективного права. Если срок плате жу наступил, осуществляется отступление ления имеющейся требования, как правило, путем заключения реального договора. Будущее требование также может передаваться по договору факто-ринга, но она считается переданной с момента возникновения права требования к должнику. Поэтому в таких случаях договор факторинга (договор о от ступ ления права требования) следует считать консенсуальным.

3. С ст. 513 ГК следует, что сделка по замене кредитора в обязательстве должен совершаться в той же форме, что и сделка, на основании которого возникло это обязательство. Поскольку договор залога недвижимого имущества требует нотариального удостоверения, специально устанавливается, что сделка об отступлении ления прав по ипотечному договору подлежит нотариальному удостоверению (часть вторая ст. 24 Закона «Об ипотеке» [197]). Форма сделки по замене кредитора должна соответствовать форме сделки, на основании которого обязательство возникло, и тогда, когда этот последний сделка была нотариально удостоверен по инициативе его сторон (стороны), хотя бы закон такой формы и не требовал.

4. Комментируемая статья, имеет заголовок «Вид сделки ...». Но речь идет не только собственно о форме сделки (согласно ст. 209, 210, 639, 640 ГК государственная регистрация сделки, в том числе и договора, выходит за пределы понятия формы сделки), но и о его государственной регистрации. Это не может быть основанием для иного толкования формы сделки и ее государственной регистрации, чем это следует из указанных статей Гражданского кодекса (то есть государственная регистрация и относительно сделки по замене стороны в обязательстве выходит за пределы понятия формы сделки).

5. В случае, если из закона вытекает обязательность нотариального удостоверения сделки по замене кредитора, эта сделка считается совершенной с момента нотариального удостоверения. Если предусмотрена обязательность государственной регистрации такого договора, он считается совершенным с момента его государственной регистрации.

6. Абзац восьмой ст. 2 Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [207] признает имущественные права разновидностью движимого имущества. Уступка права требования п. 7 части первой ст. 34 названного Закона относит к категории обременений движимого имущества. Статья 11 того же Закона предусматривает регистрацию обременений в Государственном реестре обременений движимого имущества. Регистрация обременения не влияет на действительность сделки по уступке права требования. Однако отсутствие регистрации этой сделки означает, что он не может распространяться на третьих лиц, к которым относится и должник. Поэтому должник обязан выполнить требование нового кредитора о

исполнения обязательства в его адрес только при условии, что предоставлены достоверные доказательства регистрации уступки требования.

Достичь большей стабильности сделки по уступке права требования без регистрации соответствующей сделки как осложнение можно путем заключения трехстороннего сделки по уступке требования с участием первоначального кредитора, нового кредитора и должника. В этом случае сделка является действительным согласно части первой ст. 12 Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений». Он действует и в отношении должника, поскольку он участвовал в совершении трехстороннего право-чина, и должник не относится к третьим лицам, условием распространения сделки на которых регистрация обременения. Но эта сделка не имеет силы в отношении третьих лиц. Пра-вочин по следующей уступки ранее уступленного права является ничтожным только при регистрации предыдущего уступки (часть четвертая ст. 36 Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [207]). Гражданские права в соответствии со ст. 2 этого Закона являются движимым имуществом. Поэтому в случае приобретения такого имущества добросовестным приобретателем (таким ст. 12 названного Закона признает любого приобретателя при отсутствии регистрации обременения) он приобретает его без отягощения. Получается, что права нового кредитора защищает только регистрация. Правда, уступка кредитором ранее уступленного права дает предыдущем приобретателю этого права возможность взыскания с кредитора убытков (часть третья ст. 10 названного выше Закона).

Изложенные правила распространяются и на факторинг, поскольку Закон «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» подлежит преимущественному применению перед нормами (в том числе и специальными), сформулированные в Гражданском кодексе (п. 2 раздела IX «Заключительные и переходные положения упомянутого Закона) .

7. Уступка права может быть осуществлено путем передачи векселя с соблюдением требований ст. 11 - 20 Положения о переводных векселях и простых векселях [5]. Передача векселя не регулируется ст. 512 - 516 ГК, а подчиняется нормам названного Положения, что силу в Украине в силу Закона от 6 июля 1999 [135]. Однако возможна выдача именного векселя. Это оформляется словами «не приказу» или другим равнозначным выражением, которое векселедатель помещает на векселе. При наличии такого указания вексель может быть передан только с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии (ст. 11 названного Положения), т.е. согласно ст. 512 - 516 ГК и Законом «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений». Передача прав, основанных на других ценных бумагах, осуществляется в соответствии с правилами обращения именных, ордерных ценных бумаг и ценных бумаг на предъявителя.