В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Содержание договора составляют условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и по-согласованные ими, и условия, которые являются обязательными в соответствии с актами гражданского законода-тельства.

2. Стороны имеют право заключить договор, в котором содержатся элементы различных дого-воров (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях положения актов гражданского законодательства о договорах,

элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не установлено договором или не вытекает из существа смешанного договора.



Комментарий:

1. Комментируемая статья, понятие содержания договора понимает крайне широко. Сюда включаются прежде всего условия (пункты), определенные по усмотрению сторон и согласованные ими. Обычно, это - все условия (пункты), которые включены в текст документа, который называется договором и который стороны подписали. В таком понимании условия договора (договор) является индивидуальным регулятором отношений между сторонами.

Заключение договора является юридическим фактом, вследствие которого на отношения между сторонами распространяется также действие нормативного регулятора (соответствующих норм гражданского права). Относительно этих норм (положений актов гражданского законодательства) в ч. 1 ст. 628 ГК очень неудачно используется формулировка «условия, которые являются обязательными в соответствии с актами гражданского законодательства». Поскольку нет никаких других условий (кроме условий договора, включены сторонами в его текст, и положений актов гражданского законодательства), которые распространялись бы на отношения, возникающие на основании договора, следует признать, что процитированное положение ч. 1 ст. 628 ГК означает «нормы гражданского права». Это - не общепризнанное в науке толкования понятия условий договора, но оно получило нормативно-правового значения.

2. Изложенное широкое понимание содержания договора логично согласуется с положениями Гражданского кодекса. Когда основанием изменения или расторжения договора ч. 2 ст. 651 ГК называет нарушение договора, то это означает, что таким основанием является как нарушение условий, изложенных в тексте договора, так и нарушения тех положений актов гражданского законодательства, которые в силу заключения договора стали распространяться на отношения между сторонами договора. Так же широко понимаются условия договора в ч. 2 ст. 284 ГК [32], согласно которой «условия договора аренды сохраняют свою силу на весь срок действия договора, а также в случае, если после его заключения законодательством установлены правила, ухудшающие положение арендатора». Вместе с ч. 1 ст. 628 ГК это правило приобретает четко определенного содержания, что было крайне необходимо в связи со спецификой правовой конструкции, которую здесь использует законодатель и которая заключается в предоставлении в течение определенного времени и относительно определенного обязательства действие положения нормативно-правовых актов, в целом утратили силу. Для сравнения заметим, что подобное цитированном положения ч. З ст. 10 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» [68] («условия договора аренды действуют в случаях, когда после его заключения ... законодательством установлено правило, ухудшающие положение арендатора») до последнего времени с трудом поддавалось толкованию.

3. Прямо предусматривается возможность заключения смешанных договоров, т.е. договоров, порождающим два встречных обязательства сторон, а два или несколько обязательств по каждой из сторон, подчиняется различным институтам (или иным группам норм) гражданского права. Таков договор найма-продажи, предусмотренный ст. 705 ГК. Экспедитор может выполнять обязанности перевозчика (ч. 2 ст. 929 ГК), а обязательства по организации перевозок и экспедирования также могут основываться на одном договоре. Договоры об отчуждении вещи могут порождать обязательства по передаче вещей и их хранения. Прямо предусматривается оформление в виде одного документа ипотечного договора и договора, который обуславливает основное обязательство (ч. З ст. 18 Закона «Об ипотеке» [156]).