1. Данная статья определяет право физического лица на использование его имени. Право на использование имени заключается в предоставленном физическому лицу возможности
использовать свое имя во всех сферах общественных отношений, в том числе при совершении сделок, указанные своего имени в разного рода удостоверениях личности, документах об образовании, требовать указания своего имени как автора и т. п..
2. Определенные ограничения устанавливает законодатель по использованию имени физического лица другими лицами. Логика такого ограничения понятна, ведь используя собственное имя как способ индивидуализации в общественных отношениях, физическое лицо пытается осуществлять собственное поведение таким образом, чтобы не нанести вред своей чести, деловой репутации и доброму имени. И именно поэтому, по общему правилу, имя физического лица может быть использовано только с согласия физического лица - носителя соответствующего имени. Учитывая это, можем сделать вывод, что физическое лицо может разглашать свое имя или же непосредственно, или давать разрешение на это другим лицам.
Кроме указанных способов использования имени, законодатель предусматривает еще и возможность физического лица запрещать разглашение своего имени, прямо следует из решения Конституционного суда Украины по делу об официальном толковании статей 3,23,31,47,48 Закона Украины «Об информации» и ст. 12 Закона Украины «О прокуратуре» (дело К. Г. Устименко). Лицо может не разглашая своего имени (анонимно)
сообщать в правоохранительные органы о совершенном преступлении, проходить медицинский осмотр и обследование, лечение, предоставлять информацию в СМИ и т. д.. Однако данное право, бесспорно, имеет свои ограничения. Например, лицо не имеет права запретить использование своего имени, если это угрожает национальной или общественной безопасности (объявление о розыске лица, подозреваемого в преступлении), или связано с выполнением лицом публичных функций (информация о получении взятки или другое незаконное поведение лица, которая избрана на соответствующую должность). Ограниченным может быть право на запрет также и при разглашении имени физического лица в случае, когда она задержано, подозревается или обвиняется в совершении преступления или если совершившим административное правонарушение. В этих случаях имя физического лица может быть разглашена (обнародовано) лишь в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении него или вынесения постановления по делу об административном правонарушении. В то же время имя пострадавшего от правонарушения может быть разглашена (обнародовано) лишь с его согласия.
Отдельная специфика устанавливается законодателем по использованию имени физического лица в литературных и других произведениях как персонажа (действующего лица). В этом случае использование имени физического лица
допускается только с его согласия, а после его смерти - с согласия его детей, вдовы (вдовца), а если их нет, - родителей, братьев и сестер. Когда такого разрешения нет, то использовать имя физического лица в данных объектах авторского права невозможно, кроме случаев, когда такое использование осуществляется в произведениях документального характера.
Определенные особенности законодателем вводятся и при регулировании отношений по использованию имени физического лица с целью освещения его деятельности или деятельности организации, в которой он работает или учится, что основывается на соответствующих документах (отчеты, стенограммы, протоколы, аудио-, видеозаписи, архивные материалы и т. п.) . В указанном случае учитывая, что такая информация является объективным воспроизведением обстоятельств, зафиксированных на соответствующих материальных носителях, такое использование имени физического лица допускается без его согласия.
Законодатель закрепляет положение, что использование начальной буквы лица в средствах массовой информации, литературных произведениях не является нарушением ее права использования имени. По нашему мнению, когда отмечается первая буква, однако в нее добавляются другие идентифицирующие признаки, например, всемирно известный украинский боксер, чемпион мира К. или украинский поэт, автор «Кобзаря» Т. Ш., то в
таких случаях превенция законодателя относительно первой буквы не должна распространяться.
При рассмотрении вопроса более взвешенно следует подходить и к случаям использования чужого имени столь распространенного, что оно само по себе перестает быть средством индивидуализации ее носителя (например, сержант Петренко). Здесь следует исходить из вины нарушителя, то есть, если у нарушителя не было умысла на нарушение права данного лица, то его действия не должны считаться нарушением права на имя.
Существенной проблемой в последнее время является умолчание законодателя по реализации полномочия на пользование именем, если определенное имя может быть закрепленным не по одной, а по многим лицами, а уровень сведения о них разный. Очень часто «менее известны» однофамильцы выдают себя за родственников "более известных» с целью получения определенных благ или привилегий. Иногда такое сходство используется третьими лицами для обостренного акцентирование внимания на собственной персоне, а иногда - для нанесения вреда своим однофамильцам. Если имена двух или более лиц полностью совпадают, то необходимо принимать дополнительные элементы индивидуализации. Например, если такие лица являются родственниками, то целесообразно было бы применять дополнительные определения, например, «младший» (jr.), как это делается в странах англо-американской системы права.