1. Реквизиция является одним из оснований принудительного прекращения права собственности на имущество. Реквизицию следует отличать от других оснований принудительного прекращения права собственности, в частности, от конфискации, выкупа земельного участка в связи с общественной необходимостью т. д.. Разница, например, с конфискацией имущества заключается в том, что, во-первых, конфискация имеет в качестве своей цели наказания лица, и поэтому имущество изымается у нее бесплатно в отличие от реквизиции, которая происходит при условии полного возмещения стоимости реквизированного имущества; по - Во-вторых, реквизиция, не имея цели наказания лица, преследует определенную общественно полезную цель, защищает интересы государства и общества в целом.
Реквизиция является исключительным способом прекращения права собственности, осуществляется в особом порядке,
специально установленном для нее и при условии полного возмещения стоимости реквизированного имущества для определенной государственной или иной общественно полезной цели. Итак, реквизиция, во-первых, предполагает доказанность загальнокорисности тех мероприятий, для осуществления которых она проводится (уменьшение негативных последствий или недопущения их наступления), во-вторых, реквизиция требует безусловного возмещения стоимости имущества. В случае наступления чрезвычайных обстоятельств имущество, реквизируемого, может быть отчуждено у владельца, по общему правилу, при условии предварительного и полного возмещения его стоимости.
2. По правилу, сформулированному ч. 1 комментируемой статьи, реквизиции должно предшествовать полное возмещение стоимости реквизированного имущества. Из этого правила есть исключение, позволяет проводить следующее (за реквизицией) полное возмещение стоимости реквизированного имущества. Проводить такое возмещение стоимости реквизированного имущества возможно исключительно в условиях военного или чрезвычайного положения (ч. 5 ст. 41 Конституции Украины).
Условия объявления военного или чрезвычайного положения определены Конституцией Украины в ст. 83; п. 31 ст. 85, п. 19 ст. 92, п. 21 ст. 106, п. 10 ст. 138. Понятие, особенности и порядок введения военного или чрезвычайного положения и другие вопросы рассмотрены в
Конституции Украины, законах Украины «О правовом режиме военного положения» и «О правовом режиме чрезвычайного положения».
Следующий характер такого возмещения следует понимать таким образом, что владелец имеет право требовать его получение по ликвидации негативных обстоятельств и прекращения военного или чрезвычайного положения, при которых имущество было реквизировано.
3. В ч. 3 ст. 353 ГК определяется судьба реквизированного имущества. Оно или переходит в собственность государства, или уничтожается. Например, в условиях военного положения, в интересах обороны, государство может быть заинтересовано именно в уничтожении определенного имущества - зданий, оборудования, которое не может быть эвакуированным. В условиях массовой эпидемии или эпизоотии могут приниматься решения о реквизиции у лиц собственного имущества. Оно может способствовать распространению эпидемии и эпизоотии и поэтому подлежит уничтожению, или наоборот, реквизированное собственное имущество может быть использовано в борьбе с такими проявлениями. При таких обстоятельствах может быть проведена реквизиция лекарств, используемых для борьбы с болезнями и т. д..
Гражданским законодательством предусмотрено, что реквизицией является принудительное отчуждение имущества у собственника с лишением последнего права собственности. Реквизиция имущества не может предусматривать изъятие имущества без
передачи государству права собственности, а только, например, в пользование. Такие меры изъятия имущества используемых для государства без лишения собственника права собственности на него, пока действующим законодательством не разработаны.
4. Решение о реквизиции не подлежит обжалованию в суде. Размер возмещения стоимости имущества должен определяться с учетом действительных цен, существовавших до наступления чрезвычайных обстоятельств, которые стали основанием реквизиции, в месте, где находилось это имущество или где жил его владелец (в основном это касается движимого имущества). При определении полной стоимости реквизированного имущества следует учитывать также неполученные владельцем доходы, для получения которых им приняты было конкретных мероприятий, сделаны определенные расходы и т. п.. В этом вопросе законодатель недостаточно четко определяет критерии определения полного возмещения, в частности, не определяет порядок компенсации за имущество, приносит владельцу постоянный доход и, соответственно, его реквизиция приводит к его уменьшению или вообще исчезновение. Часть этой прибыли должна быть учтена при оценке упущенной выгоды, но в любой ситуации возмещение этих расходов должно подчиняться критерию разумности и справедливости оплаты. При расчете полной стоимости реквизированного имущества должно быть учтено уменьшение доходов от остального имущества,
если реквизировано часть, то, что реквизиция привела к уменьшению доходов от нереквизованои остального имущества.
5. В ч. 5 ст. 353 ГК определен еще один способ расчета с владельцем по реквизированное имущество: владелец реквизированного имущества может требовать предоставления ему взамен другого имущества. Такой расчет может полностью или частично заменить полное возмещение стоимости реквизированного имущества. Не исключена возможность включения в оплату стоимости реквизированного имущества права пользования иным имуществом.
6. Правилом ч. 6 комментируемой статьи предусмотрено право на возвращение отчужденного у собственника в порядке реквизиции имущества, если прекратились чрезвычайные обстоятельства и исчезла необходимость в пользовании этим имуществом для того общеполезной цели, что и была основанием отчуждения имущества. Такое право бывшего владельца реализуется не путем выкупа своего бывшего имущества, а в виде заявления лицом требования о его возвращении.
Право на возврат имущества важно в том отношении, что оно подчеркивает исключительный характер реквизиции, потому что с отчуждением имущества прежнее право собственности на него еще сохраняет определенное значение для его владельца и может, так сказать, восстановиться.
Такое требование о возврате должно быть удовлетворено, если имущество после реквизиции, во-первых, не было
уничтожено, в том числе путем его использования (лекарственные препараты, применяемые в борьбе с эпидемией, эпизоотией т. д.), во-вторых, сохранилось в натуре (но, если имущество в результате его использования в условиях чрезвычайных обстоятельств, изменилось настолько, что уже не может рассматриваться как тот объект, который был отчужден у владельца, возврат реквизированного имущества также является невозможным), в-третьих, с учетом других обстоятельств, имеющих существенное значение, возвращение реквизированного имущества возможно, есть, например, имущество больше не будет использоваться для отвода негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Правило о возвращении реквизированного имущества применяется исключительно в отношении того, что является индивидуально определенным; если вещи являются родовыми, бывший владелец не может требовать возвращения того же количества и того же рода вещей.
Правило расчетов при возврате реквизированного имущества закреплено в ч. 6 ст. 353 ГК. Оно предусматривает возвращение бывшим владельцем полученной им денежной суммы или вещи, которые были им получены в связи с реквизицией. При возврате полученного в связи с реквизицией должна быть рассчитана разумная плата за использование этого имущества.
Разумная плата за все время использования реквизированного имущества должен определяться договоренности
сторон, а в случае недостижения согласованного сторонами компромисса - судом. При определении разумной платы за использование имущества учитываются: время такого использования, его характер, способ использования и т. д.. При определении разумной платы за использование, поскольку не предусмотрено иного механизма, также должно быть учтено уменьшение стоимости реквизированного имущества за время его принудительного отчуждения, в том числе вред, причиненный имуществу. Разумная плата должна учитывать цены, действовали не во время существования чрезвычайных обстоятельств, а в период, предшествовавший их наступлению. В противном случае это должно быть оцененным как недобросовестное использование тяжелых для владельца обстоятельствах и сделка, совершенная на крайне невыгодных условиях.