В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КОММЕНТАРИЙ К ГК УКРАИНЫ

Параграф 7.

Удержание

Статья 594. Право удержания

Удержание согласно ст. 546 ГК является новым видом (способом) обеспечения исполнения обязательства. Сущность его заключается в возможности кредитора придерживать вещь, принадлежащее должнику, до тех пор, пока последний не выполнит свои обязательства, либо удовлетворить из нее свой интерес.

Право удержания возникает на основании прямого указания ст. 594 ГК и не требует, чтобы оно было предусмотрено договором между кредитором и должником. Таким образом, основанием для возникновения обеспечительного обязательства есть закон, полностью соответствует общим правилам, предусмотренным ст. 548 ГК.

Нормы по удержания не имеют диспозитивного характера, поэтому акцессорных обеспечительное обязательство, возникающее на его счет, не зависит от воли должника и кредитора. Отказаться от права на удержание нельзя. Такой отказ будет считаться ничтожным. Вместе с тем удержания - это все же право, а не обязанность кредитора. Воспользоваться им или нет - целиком зависит от его волеизъявления.

На практике применения ст. 594 ГК может вызывать вопросы, какие требования могут обеспечиваться в виде удержания чужого имущества. По общему правилу удержанием вещи, подлежащей передаче должнику или лицу, им указана, могут быть обеспечены требования кредитора об оплате этой вещи или возмещению связанных с ней расходов и других убытков. Обращает на себя внимание положение, согласно которому удержания обеспечивает не только основные обязательства в их традиционном понимании, то есть не только, например, договор купли-продажи, поставки и т. д.., Но и производные обязательства по возмещению расходов и других убытков, связанных с вещью. Последние могут обеспечиваться отдельно или в совокупности с основным обязательством. Исходя из этих положений, уплата цены за товар по договору купли-продажи не является основанием для передачи вещи должнику, если имеет место наличие убытков, связанных с вещью.

Согласно части второй статьи, коммент обеспеченными удержанием могут быть и другие обязательства, в том числе не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков. Поэтому в роли кредитора при удержании может выступать перевозчик по договору перевозки, не выдает получателю груз до полного расчета за выполненную перевозку, подрядчик, не передает заказчику сделанную им вещь до уплаты выполненной работы, и т. п.

Отдельного внимания требует вопрос относительно предмета права удержания.

ЦК говорит о возможности удержания вещи. Это значит, что ни при каких условиях предметом удержания не могут быть признанными имущественные права, работы, услуги и т. д. Согласно ст. 179 ГК летию признается предмет материального мира, относительно которого могут возникать гражданские права и обязанности. Вещи могут быть движимые и недвижимые, потребляемые и не потребляемые, индивидуально определенные и определенные родовыми признаками. В состав вещам относятся денежные средства, ценные бумаги. Правовой режим вещи распространяется на животных.

Представляется, что все упомянутые объекты гражданских прав без исключения могут быть предметом обязательства.

Определенных пояснений требует вопрос о возможности существования недвижимости в качестве предмета обязательства. Как известно, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения (ст. 181 ГК). Режим недвижимой вещи может быть распространен законом на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также другие вещи, права на которые подлежат государственной регистрации.

Для того, чтобы лицо осуществило право распоряжения вещью, в том числе, неподвижной, она должна иметь соответствующие правомочия, другими словами должна быть титульным владельцем. Статьей 182 ГК установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок относительно недвижимости является публичной, осуществляется соответствующим органом, который обязан предоставлять информацию о регистрации и зарегистрированных правах в порядке, установленном законом. Порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в ней устанавливаются законом.

На сегодня, в соответствии с Временным положением о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 7 февраля 2002 г. (в редакции от 28 января 2003 г.), Порядка ведения реестра прав собственности на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 28 января 2003 г. на территории Украины регистрации подлежат только права собственности на недвижимое имущество (заметим, что указанные нормативные акты на отношения по регистрации прав на земельные участки не распространяются). Осуществления такой регистрации возложены на коммунальные предприятия бюро технической инвентаризации, которые вносят записи о возникновения, существования или прекращения указанных прав в Реестр прав собственности на недвижимое имущество. Никаких отдельных разделов (подразделов), куда бы могли вноситься сведения о государственной регистрации других вещных прав, в том числе права удержания, указанный Реестр не содержит.

Таким образом, кредитор при удовлетворении своих интересов с предмета удержания не должен иметь какие-либо государственные документы, подтверждающие его права на недвижимость, являющуюся предметом обязательства. Более того легитимность его прав в отношении недвижимого имущества устанавливается на основании основного договора, с нарушением которого возникло право удержания. Дополнительных соглашений между кредитором и должником об удержании не нужно, поскольку сами эти обязательства являются внедоговорной.

Интерес вызывает вопрос относительно момента возникновения и прекращения притримувального обеспечительного обязательства.

Представляется, что из толкования части первой статьи, комментируется, следует, что право на удержание возникает у кредитора с момента просрочки исполнения обязательства хотя бы на один день (относительно срока исполнения обязательства см.. Ст. 530 ГК и комментарий к ней ). Вместе с тем, если удержанием обеспечено выполнение не основного обязательства об уплате стоимости вещи и т. д., а, например, деликтного (связанного с возмещением убытков, причиненных свойствами вещи, и тому подобного), то установка момента просрочки его выполнение становится невозможным, ведь и сам срок (дата) выполнения определить нельзя. В таком случае сторонам можно посоветовать вычислять срок, с которого возникает право на удержание, с момента окончания льготного семидневного срока на исполнение обязательства, применяя общие правила части второй ст. 530 ГК; но необходимым условием для этого становится предъявления соответствующего требования должнику кредитором.

К моменту возникновения права на удержание кредитор не вправе оставлять у себя вещь, если его обязанностью является передача вещи независимо от исполнения обязанностей должником (оплатить ее стоимость, возместить убытки и т. д.). Ведь это привело бы к тому, что должник, в части получения вещи является кредитором (ст. 509 ГК), обоснованно сам бы придерживал денежные средства (а они также признаются вещью - ст. 177 ГК), принадлежащих другой стороне, поскольку удержанием обеспечивается всегда взаимное обязательство.

После передачи вещи должнику в рамках выполнения основного обязательства кредитор не вправе ни требовать ее возврата для осуществления удержания, ни забирать ее обратно, даже если будет иметь для этого реальную возможность.

Право на удержание прекращается, во-первых, в случае прекращения основного обязательства. Это следует из акцесорности обеспечительного обязательства (подробнее см.. Комментарий к ст. 548 ГК). Во-вторых, удовлетворением требований кредитора за счет вещи, которую он удерживает (ст. 597 ГК). Кстати, в этом случае можно говорить, что наоборот главное обязательство следует судьбе дополнительного. В-третьих, из других общих оснований прекращения обязательств, которые не противоречат природе удержания (глава 50 ГК).

Согласно части третьей ст. 594 ГК кредитор не лишен права придерживать дело, что у него находится, даже в тех случаях, когда после того, как эта вещь попала к нему, права на нее перешли от должника к другому лицу.

Часть третья статьи, коммент предусматривает, что по общему правилу риск случайного уничтожения или повреждения удержанной вещи несет кредитор.

Статья 323 ГК устанавливает общее правило, согласно которому риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник. Поскольку согласно ст. 334 ГК обычного право собственности на имущество по договору возникает с момента передачи, то бремя рисков относительно судьбы вещи, которые несет кредитор при удержании, более-менее понятным. С другой стороны, право собственности на предмет удержания может возникнуть у должника и до его передачи. В последнем случае возложения рисков случайного уничтожения или повреждения вещи на кредитора является необоснованным. В другой плоскости не следует забывать, что удержание имеет место при просрочке должника, в отношении получения вещи выступает кредитором, это лишает его права на взыскание убытков, возникших вследствие случайной гибели (повреждения) вещи.