В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Способность лично осуществлять гражданские процессуальные права и исполнять свои обязанности в суде (гражданская процессуальная дееспособность) имеют физические лица, достигшие совершеннолетия, а также юридические лица.

2. Несовершеннолетние лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также лица, гражданская дееспособность которых ограничена, могут лично осуществлять гражданские процессуальные права и исполнять свои обязанности в суде по делам, возникающих из отношений, в которых они лично участвуют, если иное не установлено законом. Суд может привлечь к участию в таких делах законного представителя несовершеннолетнего лица или лица, гражданская дееспособность которого ограничена.

3. В случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия, она приобретает гражданской процессуальной дееспособности с момента регистрации брака. Гражданской процессуальной дееспособности приобретает также несовершеннолетнее лицо, которому в порядке, установленном настоящим Кодексом, предоставлена полная гражданская дееспособность.



Комментарий:

Гражданская процессуальная дееспособность - это способность лица лично осу-ществлять гражданские процессуальные права и исполнять свои обязанности в суде (часть 1 данной статьи). У физических лиц в полном объеме она возникает с момента достижения совершеннолетия, то есть с 18 лет. В других субъектов гражданских процессуальных правоотношений: суда, у лиц, участвующих в деле, юридическую лиц, прокурора, органов государственной власти и местного самоуправления гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность возникают одновременно с момента создания данного юридического лица (ст. . 80 ГК) или с момента назначения на должность прокурора. В других участников гражданского процесса (ст. 47 ГПК) гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность возникают одновременно, за исключением свидетелей.

Гражданская процессуальная правоспособность, так же как и гражданская материальная правоспособность возникает у физических лиц с момента рождения и прекращается в момент смерти (ст. 25 ГК). Гражданская процессуальная дееспособность в полном объеме, как было отмечено, возникает у физических лиц с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет. Согласно ч. комментируемой статьи в случае регистрации брака физического лица, не достигшего совершеннолетия, она приобретает гражданской процессуальной дееспособности с момента регистрации брака. Такое же поло жение о гражданской материальной дееспособности предусмотрено в ч. 2 ст. 34 ГК. В Украине брачный возраст для мужчин - 18 лет, для женщин - 17 лет (ст. 22 СК). Согласно ст. 23 СК по заявлению лица, которое достигло четырнадцати лет, по решению суда ему может быть предоставлено право на брак, если это отвечает его интересам (беременность, рождение ребенка и т.п.). В случае расторжения брака лицо, которое приобрело дееспособности в полном объеме вследствие вступления в брак до достижения брачного возраста, сохраняет дееспособность в полном объеме даже в том случае, если она к моменту развода не достигла совершеннолетия.

Гражданскую процессуальную дееспособность приобретает также несовершеннолетнее лицо, которому предоставлена полная гражданская дееспособность. Основания для досрочного предоставления полной гражданской дееспособности предусмотрены в ч. 2 ст. 34 ГК и в ст. 35 ГК. Полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, которое достигло шестнадцати лет и работает по трудовому договору, а также несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка. Полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, которое достигло шестнадцати лет и которая желает заниматься предпринимательской деятельностью. В этом случае физическое лицо приобретает полную гражданскую дееспособность, а следовательно, полную гражданскую дееспособность с момента государственной регистрации его как предпринимателя.

Гражданская процессуальная правоспособность, как было отмечено, это способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Существование правоспособности означает наличие определенного правовой связи между государством и лицом (государство признает лицом правоспособность и гарантирует ее). Правоспособность следует отличать от субъективного процессуального права. Гражданская процессуальная правоспособность у субъекта гражданского процессуального права всегда есть. Конкретное же гражданское процессуальное право у него может отсутствовать. Правоспособность - это общая предпосылка, на основе которой у лица при наличии определенных юридических фактов, возникает определенное субъективное процессуальное право. Так, согласно ст. 55 Конституции имеет право на судебную защиту. Это право является элементом процессуальной правоспособности. Субъективное процессуальное право у лица возникает, когда на основе этого элемента процессуальной правоспособности лицо обратилось в суд с исковым заявлением в исковом производстве, с заявлением о выдаче судебного приказа (в приказном производстве) (ст. 98 ГПК) или с заявлением по делам особого производства (раздел IV ГПК). В случае обращения лица в суд с соблюдением правил, предусмотренных в ГПК, ее субъективном процессуальному праву отвечать обязанность суда рассмотреть ее требования. Правоспособность - это не субъективная категория. Ее содержание определяется законом. Поэтому правоспособность можно определить как общественную юридическую свойство или как социальную юридическую качество.

Приведенного понятия правоспособности придерживается большинство авторов в юридической литературе. Другое понятие гражданской процессуальной правоспособности предлагает М. И. Штефан. Он считает, что гражданская процессуальная правоспособность является не предпосылкой субъективных прав, а их составляющей. Однако он сам себе противоречит, поскольку одновременно утверждает, что одним из условий реализации права на предъявление иска является признание лица субъектом гражданского процессуального права - наличие гражданской процессуальной правоспособности (т.е. способности иметь гражданские процессуальные права и обязанности). Вместе с тем, как правильно отмечает В. В. Комаров, в гражданском процессуальном праве в отличие от гражданского материального права нет единой для всех субъектов права правоспособности. В различных звеньев судов общей юрисдикции является свое специфическое содержание процессуальной правоспособности, у сторон и третьих лиц свое содержание процессуальной правоспособности, иной смысл гражданской процессуальной правоспособности у прокурора, органов государственной власти и местного само-управления и в других органов и лиц, имеющих право защищать права, свободы и ин-тересы других лиц, у свидетелей, у экспертов. Так, экспертом может быть лицо, отвечающее требованиям, установленным Законом Украины «О судебной экспертизе», и внесена в Государственный реестр аттестованных судебных экспертов (ч. 2 ст. 53 ГПК).

Следует отметить, что в гражданском процессуальном праве в отличие от ци-свободного материального права нет единой для всех субъектов дееспособности. В каждой из категорий субъектов гражданского процессуального права свое содержание ци-свободной процессуальной дееспособности. Понятие правоспособности и дееспособности следует отличать от понятия правосубъектности. Одни авторы считают, что правоспособность и правосубъектность - это равнозначные понятия. С этим мнением вряд ли можно согласиться. В этом случае одну и ту же юридическую свойство обозначают двумя разными терминами. Правильной следует признать мнение, согласно которому правосубъектностью есть единство правоспособности и дееспособности. Вместе с тем нельзя согласиться с теорией динамической правоспособности, согласно которой правоспособность следует рассматривать не статически, не как общую предпосылку иметь права, а в движении в зависимости от взаимоотношений, в которых лицо находится с другими субъектами права.

Теория динамической правоспособности, как отмечает С. Н. Братусь, по сути отвергает категорию правоспособности как общую и самостоятельную предпосылку иметь права, растворяет правоспособность в конкретных субъективных правах.

В связи с приведенными соображениями относительно понятий гражданской процессуальной правоспособности, дееспособности и гражданской процессуальной право-субъектности, вряд ли можно полностью согласиться с утверждением В. В. Ко-Маров, который считает, что понятие «субъект гражданского процессуального права »и« процессуальная правосубъектность »по своему смыслу совпадают, поскольку субъект права - это лицо, наделенное правосубъектностью. Приведенное утверждение является правильным в отношении юридических лиц, в том числе судов, прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, государства Украины, Автономной Республики Крым, территориальной общины, представителя, эксперта, специалиста, лица, оказывает правовую помощь, иностранного государства и других субъектов публичного права и является неточным в отношении физических лиц - сторон в исковом производстве, третьих лиц в исковом производстве, взыскателя по делам приказного производства, заявителя по делам особого производства и свидетелей. В. В. Комаров сам себе противоречит, поскольку вполне правильно утверждает, что процессуальная правосубъектность состоит из двух неотъемлемых элементов (правоспособности и дееспособности) и в правосубъектности сторон и третьих лиц такой связи между процессуальной правоспособностью и дееспособностью нет. Он отмечает, что процессуальная правоспособность является равной возможностью в гражданском процессе занять процессуальное положение и иметь процессуальные права и обязанности стороны третьего лица. Таким образом, В. В. Комаров сам признает, что сторонам и третьим лицам для того, чтобы быть субъектами процессуального права, достаточно обладать гражданской процессуальной правоспособностью.

Согласно выполняемых процессуальных функций и субъективных прав и обязанностей ГПК предусматривает три основные группы субъектов гражданских процессуальных отношений. Это органы, которые осуществляют правосудие по гражданским делам:

а) суды, которые рассматривают и решают дела по первой инстанции (ст. 107 ГПК);

б) суды, которые проверяют законность и обоснованность судебных решений и постановлений в апелляционном порядке (ст. 291 ГПК и ст. 26 Закона Украины «О судоустройстве Украины») и в кассационном порядке (ст. 323 ГПК и ст. 53 Закона Украины «О судоустройстве Украины »);

в) Верховный Суд Украины, который рассматривает дела в связи с исключительными обстоятельствами (ст. 353 ГПК), и суды, осуществляющие пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 363 ГПК). Ст. 124 Конституции Украины установила, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Юрисдикция, как пишет К. В. Гусаров, - это право и обо-связок органа судебной власти по осуществлению правосудия в определенной сфере су-совместных отношений.