1. Суд не принимает во внимание доказательства, полученные с нарушением порядка, установ-ленного законом.
2. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания.
Комментарий:
Если данные получены с нарушением порядка представления, исследования и оценки, они не могут использоваться в качестве доказательств. Поэтому, например, не может использоваться как доказательство информация, переданная суда стороной, третьим лицом, свидетелем по телефону. Не имеют доказательственного значения, и не могут быть положены в обоснование судебного решения показания свидетелей, которые не до-питувалися в судебном заседании, а ранее данные ими показания не объявлю-вались.
Если доказательства получены в порядке судебного поручения (ст. 132 ГПК), обеспечение доказательств (ст. 133 ГПК), суд обязан их объявить в судебном заседании, а лица, участвующие в деле, свидетели, эксперты, специалисты могут дать свои объяснения, показания, заключения, консультации.
В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, ст. 31 Конституции гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой ко-респонденции. Ст. 32 Конституции запрещает вмешательство в личную жизнь, не допускает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия. Пункт 1 ч. ст. 123 Конституции закрепляет как один из основных принципов судопроизводства законность.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29.12.1976 г. «О судебном решении» указано, что решение может быть обосновано только теми доказательствами, полученные в установленном законом порядке и проверены в том судебном заседании, в котором принимается решение.
Допустимость доказательств означает, что суд ограничен нормами права в выборе средств доказывания, перечисленных в ч. 2 ст. 57 ГПК.
В гражданском процессе присутствуют ограничения, связанные с тем, что некоторые об-ставины, имеющие значение для дела, можно получать с помощью по-здалегидь предложенных нормами права доказательств (ч. 2 ст. 57 ГПК).
В нормах гражданского процессуального права и хозяйственного процессуального права понятие допустимости сформулированы идентично: обстоятельства, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания (ст. 59 ГПК, ст. 34 ГПК).
Допустимость судебных доказательств необходимо рассматривать в широком и узком смысле. Допустимость доказательств в широком смысле означает, что любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, могут быть получены из объяснений сторон, третьих лиц, их представителей, допрошенных в качестве свидетелей, письменных доказательств, вещественных доказательств, в частности звуко - и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 2 ст. 57 ГПК).
Допустимость доказательств в узком смысле конкретизируется в нормах ю материальными права. Так, в ст. 218 ГК указано, что несоблюдение требований о письменной форме сделки влечет незаконность решения суда, обоснованные показаниями свидетелей.
Некоторые из авторов считают, что допустимость доказательств предполагает лишь к-содержания определенных форм сделок.
Другие считают, что допустимость доказательств характерна и при установлении фактов, положенных в основу и других правоотношений, поскольку по некоторым категориям гражданских дел суду приходится устанавливать обстоятельства с помощью приведенных в законе доказательств, но без исключения других доказательств.
Например, при рассмотрении дел, связанных с разрешением спора родителей о воспитании ребенка, необходимо получение решения органа опеки и попечительства, вынесенное на основании изучения условий жизни родителей, их отношения к ребенку, других обстоятельств, имеющих существенное значение (ст. 158 СК ). Ст. 205 ГК предусматривает несколько форм сделок. В письменной форме необходимо осуществлять:
1) сделки между юридическими лицами;
2) сделки между физическим и юридическим лицом;
3) сделки физических лиц между собой на сумму, превышающую в двадцать и более раз размер необлагаемого минимума доходов граждан, кроме сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 206 ГК;
4) другие сделки, относительно которых законом установлена письменная форма.
В зависимости от последствий нарушения письменной формы сделки классифицируется на две группы:
1) сделки, для которых установлена письменная форма, нарушение которой влечет последствия для невозможности решения суда основываться на свид-чение свидетелей (ч. 4 ст. 719 ГК, ст. 811 ГК; ч. 2 ст. 828 ГК, ст. 909 ГК; ч. 1 ст. 930 ГК; ч. 1 ст. 937 ГК, ст. 981 ГК; ч. 1 ст. 1031 ГК; ч. 1 ст. 1047 ГК, ст. 1055 ГК, ст. 1059 ГК; ст. 1107 ГК, ст. 1131 ГК).
2) сделки, совершенные в письменной форме, требуют нотариального по-свидетельство (ст. 557, 657 ГК; ч. 2 ст. 719 ГК; ч. 2 ст. 793 ГК; ч. 2 ст. 799 ГК; ч.2 . 1031 ГК, ст. 1247 ГК). Несоблюдение требования закона о нотариальном по-свидетельство сделки влечет за собой не только запрет ссылаться на доказательствах, не соответствующие форме сделки, но и ничтожность сделки.
Случаи нотариального удостоверения сделок предусмотрены не только гражданским законодательством, но и отдельными законами.
Так, ст. 94 СК установила обязательность нотариального удостоверения брачный договор.
Отдельные сделки требуют не только соответствующей формы, но и государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. С государственной регистрацией сделок связывается наступление соответствующих правовых последствий. Согласно ч. 1 ст. 210 ГК такая сделка может считаться совершенным с момента его государственной регистрации.
В соответствии со ст. 182 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Ст. 577 ГК устанавливает государственную регистрацию для нота-риально удостоверенного договора залога недвижимого имущества на основании заявления залогодержателя или залогодателя с внесением записи в Государственный реестр обременений движимого имущества.
Нотариальному удостоверению и государственной регистрации подлежат договоры купли-продажи земельных участков, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества (ст. 657 ГК), договор пожизненного содержания, по которому передается приобретенное в собственность недвижимое имущество (ст. 745 ГК ).
Согласно ст. 9 Закона Украины от 16.04.1991 г. «О внешнеэкономической деятельности» Министерство экономики Украины осуществляет регистрацию отдельных видов внешнеэкономических договорив1.
Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее ничтожность, поскольку государственная регистрация является единственным доказательством существования по-регистрируемого права.
Перечень сделок, на совершение которых обязательно нужно получить разрешение органа опеки и попечительства, указанный в ст. 71 ГК. К ним, в частности, относятся: а) сделки, направленные на отказ от имущественных прав подопечного б) выдача письменных обязательств от имени подопечного в) заключение договоров, подлежащих нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации.
Сделки, совершенные без разрешения органа опеки и попечительства, ГК относит к категории ничтожных. При этом такая сделка может быть признан действительным, если судом будет установлено, что соответствует интересам лица, над которым установлена опека или попечительство.
Детальное регулирование допустимости доказательств позволяет лицам, принимающим участие в деле, заранее решить, какие доказательства суд не имеет права допустить, а значит, как это отразится на их правовой позиции.
Так, ч. 1 ст. 218 ГК, запрещающий ссылаться на свидетельские показания при НЕ-соблюдении письменной формы сделки, делает ясным положение о том, достаточно ли у стороны доказательств для отстаивания своей правовой позиции в суде. В случае несоблюдения требований о нотариальном удостоверении односторонней сделки такая сделка является ничтожной (ст. 219 ГК). В случае несоблюдения сторонами требования закона о нотариальном удостоверении договора такой договор является ничтожным (ст. 220 ГК).
Несоблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет его ник-вежливость, поскольку государственная регистрация является единственным доказательством существования заре-зарегистрированными права (ст. 210 ГК). Урегулированность этих вопросов предотвращает заявлении в суд таких требований, по которым невозможно собрать необходимый объем допустимых доказательств.
Законодательство регулирует правовой статус электронного документа и его копии.
В ст. 8 Закона Украины от 22.05.2003 г. «Об электронных документах и электронном документообороте» указано, что юридическая сила электронного доку-мента не может быть отрицательным только потому, что он имеет электронную форму.
Допустимость электронного документа как доказательства не может отрицаться на основании того, что он имеет электронную форму.
Электронный документ не может быть применен как оригинал:
1) свидетельства о праве на наследство;
2) документа, который в соответствии с законодательством может быть создан только в одном оригинальном экземпляре, кроме случаев существования централизованного хранилища оригиналов электронных документов;
3) в других случаях, предусмотренных законом1.