1. Лицо, достигшее брачного возраста, имеет право на создание семьи.
В случаях, предусмотренных частью второй статьи 23 настоящего Кодекса, <йій?і5й\€Ф8<('* создать лицо, не достигшее брачного возраста.
2. Семью может создать лицо, родившее ребенка, независимо от возраста.
3. Каждое лицо имеет право на проживание в семье. Лицо может быть принудительно изолировано от семьи лишь в случаях и в порядке, установленных законом.
4. Каждое лицо имеет право на уважение к своей семейной жизни.
Комментарий:
1. Следует отметить, что название статьи неточно отображает ее содержание, поскольку является более широким. В тексте (содержании) ст. 4 СК фактически речь идет лишь о трех правомочиях лица: 1) право на создание семьи; 2) право на проживание в семье; 3) право на уважение своей семейной жизни.
В части первой комментируемой статьи право на создание семьи трактуется фактически как «право на заключение брака». Такое право выступает здесь как элемент, так называемой, «семейной дееспособности» — составной части гражданской дееспособности физического лица.
Право на создание семьи в таком значении возникает у человека с достижением брачного возраста, который должен составлять (на день регистрации брака) 17 лет — для женщины и 18 лет — для мужчины (ст. 22 СК).
По заявлению лица, достигшего четырнадцати лет, по решению суда ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это отвечает его интересам (см. ст. 23 СК и комментарий к ней).
В случае регистрации брака лицом, не достигшим совершеннолетия, оно приобретает полную гражданскую дееспособность с момента регистрации брака. В случае прекращения брака до достижения лицом совершеннолетия, приобретенная им полная гражданская дееспособность сохраняется (ст. 34 ГК Украины).
2. Хотя в части второй ст. 4 СК говорится, что «семью может создать лицо, родившее ребенка», однако более правильно считать, что в случае рождения ребенка семья образуется независимо от желания такого лица. Основанием возникновения семьи здесь является факт рождения ребенка, а не волеизъявление лица на создание семьи. Тем более, что родить ребенка может и несовершеннолетнее, и даже ма-лолетнее лицо («независимо от возраста» — как сказано в части второй ст.4 СК), волеизъявление которого юридического значения само по себе не имеет (ст.ст. 31, 32 ГК Украины).
Другой подход к решению этого вопроса означал бы нарушение прав ребенка, который также является физическим лицом и в соответствии со ст. 291 ГК Украины независимо от возраста имеет право на семью.
Учет биологических закономерностей позволяет сделать также вывод, что хотя в комментируемой норме упоминается о «лице, родившем ребенка», но в ней имеется в виду именно женщина. Такая презумпция имеет практическое значение с учетом сенсационных сообщений некоторых СМИ об имплантации эмбриона мужчине, рождении им ребенка и т.п.
3.Вывод о том, что в случае рождения ребенка семья образуется независимо от желания матери, находит подтверждение в части третьей ст. 4 СК, которая предусматривает, что каждое лицо имеет право на проживание в семье. Поскольку возникновение такого права не связано с достижением определенного возраста, состоянием здоровья и иными обстоятельствами, можно прийти к выводу, что оно возникает у каждого человека с момента его рождения.
В связи с этим возникает вопрос о соответствии указанному положению части третьей ст. 143 СК, которая предусматривает возможность оставления родителями ребенка в родильном доме или в другом учреждении здравоохранения.
Анализируя содержание указанной статьи, можно прийти к выводу, что эта норма ст. 143 СК противоречит общим положениям СК, которые соответствуют, в свою очередь, правилу ст. 51 Конституции Украины (воспроизведенным в ст. 5 СК) об охране государством семьи, детства, материнства и отцовства. Таким образом, в этой части СК Украины нуждается в усовершенствовании, а к тому времени часть третья ст. 143 СК не должна применяться на практике.
4. Право лица на уважение своей семейной жизни иногда характеризуют как моральную норму, не обеспеченную правовыми санкциями. Тем не менее, такой вывод является неточным. Такое право в ст. 292 ГК Украины (так же, как в части пятой ст. 5 СК) сформулировано «от обратного»: «Никто не имеет права вмешиваться в семейную жизнь физического лица, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины». В таком формулировании юридическое содержание указанного права является более очевидным и вполне логичным, что его реализация обеспечена рядом юридических норм, предусматривающих возможность ответственности за нарушение тайны личной жизни, защиты чести и достоинства, возмещение морального вреда и т.п.