В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО УПК Комментарий

Комментарий:

1. Данная статья определяет общие правила участия защитника в уголовном производстве.

Адвокатская деятельность осуществляется на принципах верховенства права, законности, независимости, конфиденциальности и избежания конфликта интересов (ч. 1 ст. 4 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Под конфликтом интересов понимается противоречие между личными интересами адвоката и его профессиональными правами и обязанностями, наличие которой может повлиять на объективность или беспристрастность при выполнении адвокатом его профессиональных обязанностей, а также на совершение или несовершение им действий при осуществлении адвокатской деятельности (п. 8. ч. 1 ст. 1 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Решая вопрос о возможности взять на себя защиту другого лица или предоставлять ему правовую помощь, адвокат должен убедиться, что такая его деятельность не приведет к конфликту интересов его нового клиента с интересами лиц, которым он предоставляет или ранее оказывал правовую помощь.

Это требование нашло свое отражение и в ст. 23 Правил адвокатской этики, одобренных Высшей квалификационной комиссией адвокатуры при КМУ 1 октября 1999 Согласно этому документу адвокат не вправе принять поручение, если интересы клиента объективно противоречат интересам другого клиента, с которым адвокат (адвокатское объединение) свя связан соглашением о предоставлении правовой помощи, или если есть основания полагать, что предполагаемое развитие интересов нового клиента и того, которому он уже оказывал помощь, приведет к конфликту интересов.

Нормативный характер этого запрета обусловлен тем, что она имеет значение гарантии обеспечения законных интересов лица, которому защитник оказывает помощь, существование доверительных отношений между ними, невозможности использования полученных от подзащитного сведений в пользу интересов других лиц.

2. Защитник, согласно ч. 2 ст. 47 УПК, обязан являться для участия в выполнении процессуальных действий с участием подозреваемого, обвиняемого. В случае невозможности прибыть в назначенный срок защитник обязан заранее уведомить о такой невозможности и ее причины следователя, прокурора, следственного судьи, суд, а в случае, если он назначен органом (учреждением), уполномоченным законом на предоставление бесплатной правовой помощи, - также и этот орган (учреждение).

Часть вторая комментируемой статьи устанавливает последствия неявки защитника для участия в проведении определенного процессуального действия. Эти последствия различаются в зависимости от обстоятельств неявки защитника и от позиции подзащитного относительно возможности про-ведения такого следственного действия без участия защитника.

В случае, если защитник был заблаговременно предупрежден о ее проведении, и при условии, что подозреваемый, обвиняемый не возражает против проведения процессуального действия в отсутствие защитника, и нет других оснований, препятствующих ее проведению (когда участие защитника является обязательным), такая процессуальное действие проводится в порядке, предусмотренном УПК, при отсутствии защитника. В таком случае отсутствие защитника при проведении процессуального действия не может быть основанием для признания ее незаконной.

В случае, если подозреваемый, обвиняемый возражает против проведения процессуального действия в отсутствие защитника, то по общему правилу проведения процессуального действия откладывается, кроме случаев, когда есть необходимость в проведении неотложной процессуального действия с участием защитника. При наличии таких оснований защитник привлекается для проведения неотложной процессуального действия в порядке, предусмотренном ст. 53 УПК. Неотложной следует считать такую ??процессуальное действие, промедление с проведением которой может привести к потере доказательственной информации или существенного осложнения собирания доказательств.

3. Толкование ч. комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что ограничение количества защитников установлено законодателем только в отношении судебного разбирательства, а потому и в отношении обвиняемого. Какого-либо ограничения количества защитников подозреваемого законом не предусмотрено. В судебном же рассмотрении одновременно участвовать могут не более пяти защитников одного обвиняемого. Представляется, что такое нормативное ограничение количества защитников обвиняемого обусловливается требованием целесообразности, необходимости сбалансирования интересов обвиняемого с интересами правосудия. Кроме того, это ограничение связано с реализацией требования о проведении и завершении судебного разбирательства в течение разумного срока (ч. 1 ст. 318 УПК).

4. Вступление защитником его процессуального статуса связывается с предоставлением им документов, предусмотренных ст. 50 КПК, следователю, прокурору, следственному судье, суд. К таким документам, подтверждающие полномочия защитника на участие в уголовном производстве, относятся: 1) свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, 2) ордер, договор с защитником или поручения органа (учреждения), уполномоченного законом на предоставление бесплатной правовой помощи. Закон не предусматривает необходимости вынесения любого решения следователем, прокурором, следственным судьей или судом о допуске защитника.

С момента предоставления вышеуказанных документов следователю, прокурору, следственному судье, суд защитник пользуется процессуальными правами подозреваемого, обвиняемого, защиту которого он осуществляет. Перечень этих прав закреплен в частях 3, 4 ст. 42 УПК. Защитник не может пользоваться процессуальными правами, реализация которых осуществляется непосредственно подозреваемым, обвиняемым и не может быть поручена защитнику. К таким, в частности, следует отнести право: не говорить ничего по поводу подозрения против него, обвинения или в любой момент отказаться отвечать на вопросы; давать объяснения, показания по поводу подозрения, обвинения или в любой момент отказаться их давать; заключить соглашение о признании виновности или о примирении с потерпевшим и т.д..

5. Обеспечения права на защиту в соответствии с положениями ст. 59, ч. 2 ст. 63 и п. 6 ч. ст. 129 Конституции Украины уголовного процессуального законодательства является одной из основ уголовного производства, важной гарантией права на справедливый суд и предотвращения привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц. Одним из средств реализации этого права является предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи право защитника участвовать в проведении допроса и других процессуальных действиях, проводимых с участием подозреваемого, обвиняемого. Этому праву коррелирует обязанность следователя, прокурора, следователя судьи, суда заблаговременно предупредить защитника о проведении соответствующей процессуального действия. Этот срок должен быть достаточным для того, чтобы защитник мог явиться для участия в процессуальной действия или заранее сообщить о невозможности явки и причины, которые привели к этому. Сообщение осуществляется в порядке, установленном статьями 111, 112 УПК.

Особое значение для защиты прав и законных интересов подозреваемого приобретает право защитника до первого допроса подозреваемого иметь с ним конфиденциальное свидание без разрешения следователя, прокурора, суда, а после первого допроса - такие же поба-ния без ограничения количества и продолжительности (см. Комментарий п. С ч. З ст. 42 УПК). Следует обратить внимание, что новеллой КПК является положение о том, что конфиденциальные свидания защитника с подозреваемым, обвиняемым должны происходить без разрешения следователя, прокурора, следователя судьи, суда. Такое правило имеет императивный характер и устраняет возможность любой дискреции лица, осуществляющего уголовное производство, по этому вопросу.

Конфиденциальность общения защитника с подозреваемым, обвиняемым является обязательным условием эффективности защиты, приобрела значение стандарта в практике ЕСПЧ. В этом контексте особенно важную роль играют закрепленные в этой части комментируемой статьи положение о том, что такие встречи могут происходить под визуальным контролем уполномоченного должностного лица, но в условиях, исключающих возможность прослушивания подслушивания.

Визуальный контроль свидания защитника с подозреваемым, обвиняемым состоит в наблюдении за объектами и действиями лиц, проверяемых с помощью зрения и оптических приборов с целью обеспечения законности при проведении такой встречи.

Прослушивание заключается в конспиративном слуховом контроле и фиксации с помощью технических средств речевой информации, переговоров и сообщений.

Подслушивания означает конспиративный слуховой контроль речевой информации без помощи технических средств.

Право обвиняемого общаться со своим адвокатом, и не бояться того, что их разговор могут подслушать, является одним из основных требований справедливого судебного разбирательства и вытекает из ст. 6 § 3 (с) КЗПЛ. Закрепление в новом УПК запрета на про-слуховування и подслушивания разговоров защитника с подозреваемым, обвиняемым соответствует тем постоянным подходам к проблеме обеспечения права на защиту как составляющей права на справедливый суд, сложившиеся в прецедентной практике Евросуда. Так, в решении «С. против Швейцарии »ЕСПЧ указал, что« право обвиняемого сноситься со своим адвокатом вне пределов слышимости третьих лиц представляет собой одно из главных требований справедливого судебного процесса в демократическом обществе и следует из положений п. ст. 6 Конвенции. Если адвокат не имеет возможности связаться со своим клиентом и получить от него конфиденциальные инструкции, не подвергаясь такому надзору, то его помощь в значительной мере теряет свою полезность, в то время как Конвенция призвана гарантировать право, которое имеет практический и действенный характер ».

Права защитника, предусмотренные частями 4 и 5 ст. 46 УПК, не являются исчерпывающими. При осуществлении защиты или оказание правовой помощи в уголовном производстве защитник вправе совершать любые действия, не запрещенные законом, правилами адвокатской этики и договором об оказании правовой помощи, необходимые для надлежащего исполнения договора об оказании правовой помощи, в частности: 1) обращаться с адвокатскими запросами, в том числе о получении копий документов, в органы государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также к физическим лицам (с согласия таких физических лиц); 2) представлять и защищать права, свободы и интересы физических лиц, права и интересы юридических лиц в суде, органах государственной власти и органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, общественных объединениях, перед гражданами, должностными и служебными лицами, в полномочия которых входит решение соответствующих вопросов в Украине и за ее пределами; 3) знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для адвокатской деятельности документами и материалами, кроме тех, которые содержат информацию с ограниченным доступом; 4) составлять заявления, жалобы, ходатайства, другие правовые документы и подавать их в установленном законом порядке; 5) докладывать ходатайства и жалобы на приеме у должностных и слу-бовых лиц и в соответствии с законом получать от них письменные мотивированные ответы на эти ходатайства и жалобы; 6) присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать объяснения по существу ходатайств и жалоб; 7) собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства, в установленном законом порядке запрашивать, получать и изымать вещи, документы, их копии, знакомиться с ними и опрашивать лиц с их согласия; 8) применять технические средства, в том числе для копирования материалов дела, в котором адвокат осуществляет защиту, представительство или оказывает другие виды правовой помощи, фиксировать процессуальные действия, в которых он участвует, а также ход судебного заседания в порядке, предусмотренном законом; 9) удостоверять копии документов по делам, которые он ведет, кроме случаев, если законом установлено другой обязательный способ удостоверения копий документов; 10) получать письменные заключения специалистов, экспертов по вопросам, требующим специальных знаний; 11) пользоваться другими правами, предусмотренными настоящим Законом и другими законами (ст. 20 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

6. Часть шестая комментируемой статьи закрепляет гарантии деятельности защитника по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов подзащитного. В своей деятельности защитник обязан не разглашать адвокатскую тайну, под которой ро-зумиеться любая информация, которая стала известна адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, лицу, находящемуся в трудовых отношениях с адвокатом, о клиенте, а также вопросы, из которых клиент (лицо, которому отказано в заключении договора о предоставлении правовой помощи из предусмотренных настоящим Законом оснований) обращался к адвокату, адвокатского бюро, адвокатского объединения, содержание советов, консультаций, разъяснений адвоката, составленные им документы, информация, сохраняется на электронных носителях, и другие документы и сведения, полученные адвокатом при осуществлении адвокатской деятельности (ч. 1 ст. 22 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Одной из гарантий деятельности защитника запрет требовать от адвоката, его помощника, стажера, лица, находящегося в трудовых отношениях с адвокатом, адвокатским бюро, адвокатским объединениям, а также от лица, в отношении которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью, предоставление сведений, являются адвокатской тайной. По этим вопросам указанные лица не могут быть допрошены, кроме случаев, если лицо, доверила соответствующие сведения, освободила этих лиц от обязанности хранить тайну в порядке, предусмотренном законом.

Запрещается проведение осмотра, разглашение, истребование или изъятие документов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности (пп. 2, 4 ч. 1 ст. 23 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).

Предоставление таких документов следователю, прокурору, следственному судье, суд может осуществляться только с согласия защитника в режиме соблюдения последним своих обязанностей относительно интересов подзащитного.

7. С целью реализации основы состязательности сторон уголовного производства стороне защиты гарантируется равенство прав с другими участниками производства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны выполнять законные требования защитника. К законным следует относить требования, основанные на положениях Конституции Украины и законов Украины, КЗПЛ и Протоколов к ней, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено ВР Украины, практики ЕСПЧ.

Статья 24 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» устанавливает форму отношений защитника с органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами. Такой формой является адвокатский запрос, цид которым понимают пись-мове обращения адвоката в орган государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений о предоставлении информации, копий документов, необходимых адвокату для оказания правовой помощи клиенту.

Законодатель впервые установил и ответственность за невыполнение законных требований защитника. Так, отказ в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, влекут ответственность, установленную законом, кроме случаев отказа в предоставлении информации с ограниченным доступом (ч. З ст. 24 ЗУ « Об адвокатуре и адвокатской деятельности »).