СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО УПК Комментарий
1. Документы, которые направляются в связи с запросом о международном сотрудничестве, если они составлены, засвидетельствованы в соответствующей форме официальным лицом компетентного органа запрашивающей стороны или запрашиваемой стороны и скреплено гербовой печатью компетентного органа, принимаются на территории Украины без дополнительного засвидетельствования (легализации) в случае , если это предусмотрено международным договором Украины.
2. Сведения, содержащиеся в материалах, полученных в результате выполнения действий, предусмотренных в запросе о международном сотрудничестве, органами иностранного государства и по процедуре, предусмотренной законодательством запрашиваемого государства, не требуют легализации и признаются судом допустимыми, если во время их получения не было возбуждено основы справедливого судопроизводства, права человека и основные свободы.
3. Правовой статус участников уголовного производства в иностранном государстве не требует дополнительной установки по правилам настоящего Кодекса.
Комментарий:
1. Под документом как самостоятельным источником доказательств понимаются как официальные, так и неофициальные документы. По общему правилу официальный документ - это документ, созданный учреждением или должностным лицом и оформленный в установленном порядке. Согласно Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов 1961 г., к которой присоединилась Украина в 2002 г., официальными документами считаются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая те, которые исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя.
Согласно ч. 2 ст. 99 УПК к таким документам, при условии наличия в них сведений, предусмотренных ч. 1 этой статьи, могут принадлежать материалы, полученные в результате осу -
снення в ходе уголовного производства мероприятий, предусмотренных действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено ВР Украины. К обязательным признакам официального документа относят: четко установлен порядок его изготовления; форму и требования к содержанию; необходимые реквизиты (дата, подписи, штампы, печать и т.п.).
Статья 550 УПК определяет доказательную силу лишь одного вида источников доказательств - официальных документов. Зато ее российский аналог - ст. 455 УПК РФ - определяет юридическую силу всех доказательств, полученных на территории иностранного государства, приравнивает их по юридической силе к доказательствам, полученных на территории РФ в полном соответствии с требованиями УПК РФ и не ограничивается только документами. Такое урегулирование было бы целесообразным и в Украине, ведь на выполнение запросов о международном сотрудничестве в ходе уголовного производства предоставляется возможность получить от других государств не только документы, но и другие предметы, вещи (вещественных доказательств), показания, ценность которых непосредственно связана с приобретением ими доказательной силы. В практике международного сотрудничества вместо доказательной силы применяется термин «действительность документов».
Часть первая ст. 550 УПК касается исключительно документов, которые составлены, засвидетельствованы в соответствующей форме официальным лицом компетентного органа другого государства как запрашивающей стороны или запрашиваемой стороны, скреплен гербовой печатью компетентного органа и направляются в связи с запросом о международном сотрудничестве для подтверждения их действительности на территории Украины и в уголовном производстве. При этом такие документы, как указано в этой части статьи, принимает-ся на территории Украины без дополнительного засвидетельствования (легализации), если это предусмотрено международным договором Украины и когда соблюдены все вышеперечисленных требований, предъявляемым к этим документам. Так, согласно ст. 13 «Признание документов, выданных органами иностранных государств» ЗУ «О международном частном праве» предусмотрено, что документы, выданные уполномоченными органами иностранных государств в установленной форме, признаются действительными в Украине в случае их легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины.
В контексте настоящей статьи легализация - процесс, который должен обеспечить подтверждение подлинности документа и возможности использования его в качестве доказательства по уголовному делу и гражданском иске, предъявленном в ней. На сегодня наиболее распространенными являются два способа такого удостоверения: консульская легализация и проставление апостиля.
В подавляющем большинстве международных актов и договоров Украины о правовой помощи говорится о том, что все официальные документы, выданные компетентными органами одной Договаривающейся Стороны, принимаются без какого-либо дополнительного удостоверения на территории другой Договаривающейся Стороны. Это, в частности, договоры с: Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам 2004 г.; Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1995 г.; Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1995 г.; Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 г.; Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Республикой Македония о правовой помощи в ци
свободных делам 2000 г.; Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1993 г.; Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1993 г.; Румынией о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских делах 2002 г.; Республикой Узбекистан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1998 г.; Чешской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским делам 2001 г.; между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославия о правовой помощи в гражданским, семейным и уголовным делам 1962 г. (в отношениях с Сербией) Сирийской Арабской Республикой о правовых отношениях и взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам 2009 г. и с Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 2009 г. Такое положение содержится и в ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Минская конвенция 1993 г.), применяется в отношениях Украины с Республикой Беларусь; Азербайджанской Республикой; Республикой Узбекистан Российской Федерацией; Республикой Казахстан; Республикой Таджикистан; Республикой Армения; Киргизской Республикой; Республикой Молдова; Грузией и Туркменистаном. Эта конвенция является актуальной для обмена документами с Республикой Таджикистан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, поскольку остальные государства СНГ сегодня также пользуются Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.
Именно Гаагская конвенция стала весомым шагом в упрощении процедуры консульской легализации: она отменяет требование легализации иностранных официальных документов, поскольку документы, на которых был проставлен апостиль, принимаются на территории другого государства - участника указанной выше Конвенции без какого-либо дополнительного оформления или заверения. Согласно статьям 1-3 Конвенции государства, подписавших, освободили от легализации документы, составленные на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства, желая отменить требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов. Конвенция распространяется и на официальные документы и документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя.
Для целей настоящей Конвенции под легализацией понимается лишь формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а в соответствующем случае - подлинности печати или штампа, которыми скреплен документ. Единственной формальностью, которая может потребоваться для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст. 4 апостиля компетентным органом государства, в котором документ был составлен. Однако выполнение упомянутой функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Итак, легализация официальных документов, составленных и удостоверенных другим государством, происходит в указанный выше способ только в случае отсутствия международных договоров между государствами по этим вопросам. (Конвенции на 24 августа 2011 г. по 68 государств, которые ратифицировали или присоединились к ней, можно посмотреть на http://zakon2.rada. Gov, ua/laws/show/998_197.)
Положение о том, что доказательства или документы, которые направляются на выполнение запроса Договаривающейся стороны, не требуют установления подлинности, содержит Европейская конвенция 1959 г. в ст. 17. Условия действительности и реализации приговоров предусматривает Европейская конвенция о международной действительности уголовных приговоров 1970
2. К содержанию оценки доказательств как фактических данных входит установление их достоверности, принадлежности, допустимости и достаточности для решения как отдельных вопросов уголовного судопроизводства, так и его в целом. Содержанием же оценки процессуальных источников доказательств является признание допустимости их использования в уголовном производстве и полноты сведений, содержащихся в них.
Допустимость доказательств означает, что: во-первых, фактические данные как доказательства должны быть получены уполномоченными на то субъектами, во-вторых, фактические данные (сведения) должны быть получены из известного, доступного для проверки и не запрещенного законом источника; по- В-третьих, такие данные должны быть получены в установленном законом порядке с соблюдением процессуальной формы, гарантирующей защиту прав и законных интересов граждан; в-четвертых, фактические данные и сам процесс их получения должны быть надлежащим образом закреплены и удостоверены; в-пятых, собранные доказательства и другие материалы уголовного дела в целом позволяют осуществить анализ и проверку достоверности и законности получения фактических данных. Таким образом, реализация принципа допустимости доказательств является гарантией защиты законных прав и интересов граждан, а также гарантией получения достоверной доказательственной информации.
Часть вторая ст. 550 УПК логически продолжает и развивает положения допустимости доказательств с учетом специфики получения материалов в результате выполнения действий, предусмотренных в запросе о международном сотрудничестве, органами иностранного государства. По своему содержанию она регламентирует отсутствие необходимости легализации сведений, которые содержатся в материалах, полученных в результате выполнения действий, предусмотренных в запросе о международном сотрудничестве, органами иностранного государства по процедуре, предусмотренной законодательством запрашиваемого государства, и дополнительно определяет требования для суда о признании их допустимыми. Они касаются признания судом сведений, содержащихся в таких материалах, допустимыми при условии, что во время их получения не были нарушены принципы справедливого судопроизводства, права человека и основные свободы, в полной мере соответствует статьям 86-87 УПК (подробнее см.. Комментарий к статей 86-87 УПК). При этом суд должен по каждому производстве индивидуально в зависимости от обстоятельств проверять отсутствие нарушений не только международных норм права, основного закона и законодательства запрашиваемого государства пр получении материалов, и а прав человека согласно ее правовым статусом.
В отличие от части первой, часть вторая не ограничивается документам а определяет такую ??категорию, как сведения, содержащиеся в материалах, полученных в результате выполнения действий, предусмотренных в запросе о международном сотрудничестве, органами иностранного государства и по процедуре, предусмотренной законодательством запрашиваемого государства. Эта категория объективно включает в себя как процессуальные источника к - зев, так и любые другие сведения, имеющие определенную процессуальную форму и могут иметь ценность для уголовного производства, но могут не иметь статуса доказательств по делу.
Часть вторая статьи позволяет сделать вывод о том, что отсутствие необходимости в легализации таких сведений не зависит от наличия международного договора, действия принципа взаимности в международных отношениях. Соответственно ее можно квалифицировать как норму национального законодательства, которая легализует (признает юридическую действительность в уголовном процессе Украины) сведения, содержащиеся в материалах, полученных в результате выполнения действий, предусмотренных в запросе о международном сотруд - итництво, органами иностранного государства и по процедуре, предусмотренной законо - твом запрашиваемого государства, однако с обязательным решением вопроса их допустимости согласно ее требованиями и требованиями КПК в целом, даже при отсутствии международных договоров. Однако целесообразно отметить, что суд должен не только определить допустимость таких сведений, но и осуществить их проверку и оценку по общим правилам КПК.
Важным для признания доказательства, полученного при предоставлении международной правовой помощи, допустимым является соблюдение всей процедуры подготовки, выполнения и передачи запроса с материалами субъектами, участвующими в международной правовой помощи при проведении процессуальных действий, и норм УПК. Если международным договором оговорены специальные правила проведения процессуальных действий по получению соответствующих материалов, сведений, то доказательства, полученные в результате их проведения, признаются допустимыми при условии соблюдения данных правил. В частности, участники Европейской конвенции о правовой помощи 1959 согласно ч. 2 ст. С должны учитывать правило, согласно которому «если запрашивающая сторона желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то она специально об этом просит, а запрашиваемая Сторона выполняет просьбу, если только законодательство ее государства не запрещает». Согласно Минской конвенции 1993 г. (ч. З ст. 73) каждый лист материалов уголовного дела, в том числе следственного действия, произведенный согласно международных поручений, должен быть заверен гербовой печатью, в противном случае такой протокол теряет юридическую силу. В необходимых случаях при производстве следственных действий возможно присутствие органов запрашивающей стороны, осуществляющих производство по уголовному делу. В связи с этим по просьбе запрашивающего учреждения ей своевременно должны сообщать о времени и месте исполнения запроса (ст. 4 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г., п. ст. 8 Минской конвенции 1993 г.). Это положение конкретизировано в некоторых двусторонних международных договорах.
Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы должны приобщаться к уголовному производству в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания, прокурор или судья (суд) выносит постановление (определение). Таким полученным материалам должна быть предоставлена ??надлежащая процессуальная форма, хотя КПК не содержит отдельной нормы относительно процессуального оформления субъектом доказывания таких доказательств.
3. Часть третья комментируемой статьи определяет положение о том, что правовой статус участников уголовного производства в иностранном государстве не требует дополнительной установки по правилам КПК, в том числе с вынесением соответствующих постановлений следователем, органом дознания, прокурором или судом. Такой статус должен определяться согласно документам, направляемым в связи с запросом о международном сотрудничестве, если они составлены, засвидетельствованы в соответствующей форме официальным лицом компетентного органа запрашивающей или запрашиваемой стороны и скреплено гербовой печатью компетентного органа в соответствии с частью первой и второй настоящей статьи .
Выполнения действий, предусмотренных в запросе, в каждом конкретном случае ограничивается его рамками (содержанием). Обжалования процессуальных решений и документов, прилагаемых к ходатайству (поручения), должно осуществляться заинтересованными лицами по месту их совершения, т.е. по месту нахождения запрашивающей стороны.