В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Правильно подобранная музыка давно стала неотъемлемым элементом многих бизнесов, поэтому музыкальное произведение является одним из наиболее коммерциализированных объектов авторских прав. При этом данное произведение тесно связано и с целым рядом объектов смежных прав, что порождает немало проблем на практике.

 

Вопросы авторского права

При разговоре о музыкальной сфере объектов авторского права может быть всего два:

собственно музыкальное произведение – музыка и текст песни, симфонии, концерта, оперы, отдельной арии и так далее;

аудиовизуальное произведение – клип, представляющий собой некий видеоряд, сопровождаемый исполнением музыкального произведения. 

 

Неимущественные права на эти произведения в любом случае принадлежат авторам или их наследникам, поскольку их отчуждение не предусмотрено. Для соблюдения этих прав достаточно указать данные об авторе (либо воздержаться от их упоминания, если именно таково желание авторов либо их наследников). Такими данными могут быть имя, псевдоним.

Кроме того, не рекомендуется без согласия автора создавать пародии на музыкальные произведения, объединять их в попурри либо исполнять их фрагментами. Любое такое действие может быть расценено как нарушение целостности произведения либо его искажение, что влечет собой нарушение неимущественных прав автора.

Важно, что неимущественные права срока действия не имеют. Следовательно, даже если музыкальное произведение создано достаточно давно, стоит все же указывать автора и не злоупотреблять переделками.

С имущественными правами несколько сложнее. Они отчуждаемы и, следовательно, могут принадлежать любому лицу. Поэтому перед использованием того или иного произведения лучше всего установить правообладателя. Как правило, права на музыкальные произведения управляются через организации коллективного управления. О том, в портфель какой из компаний входят права на то или иное произведение, можно узнать из их сайтов.

Отдельная ситуация – автор не передавал права на конкретное произведение на территории Украины. В таком случае для корректного оформления отношений будет необходимо обращаться непосредственно к автору или его представителю. Однако такие ситуации встречаются не слишком часто.

Следует помнить, что срок действия имущественных прав, независимо от того, кто является правообладателем, составляет срок жизни автора и 70 лет после его смерти (исчисляются с 1 января года, следующего за годом смерти). Таким образом, если автор произведения скончался ранее 1945 года, авторские права уже исчерпаны и за использование произведения не может взиматься плата.

Передача права на использование произведения оформляется письменным договором, в котором должны быть указаны срок действия договора, урегулированы особенности режима использования произведения (способ и цель использования, количество использований, территория, на которой возможно использование), характер предаваемых прав (исключительный или неисключительный), а также условия оплаты.

Такой договор может быть заключен как непосредственно с автором (правообладателем), так и с организацией коллективного управления. В последнем случае практикуются пакетные договора, когда передаются права на использование произведений сразу нескольких авторов.

 

Вопросы смежных прав

В музыкальной сфере часто встречаются все четыре возможных объекта таких прав:

исполнение – непосредственно выступление артиста;

видеограмма – запись на материальном носителе видеоряда, сопровождаемого музыкой;

фонограмма – запись на материальном носителе исполнения музыкального произведения;

программа организации вещания (телевизионная либо радио).

Права на каждый из этих объектов принадлежит определенной категории лиц. Как и в случае с объектами авторского права, неимущественные права не подлежат отчуждению. Имущественные же права могут передаваться третьим лицам.

Права на исполнение по умолчанию принадлежат исполнителю (его наследникам). Для того, чтобы неимущественные права были соблюдены, достаточно упомянуть, что исполняет конкретное произведение конкретный исполнитель. Кроме того, если ведется запись исполнения, необходимо обеспечить ее надлежащее качество.

Относительно имущественных прав исполнителя, то большая их часть касается отношений между исполнителем и лицом, осуществившим аудио- либо видеофиксацию исполнения произведения. Законодатель требует заключения письменного договора передачи имущественных прав, в котором четко будет зафиксирован объем передаваемых прав на использование исполнения и размер платы за это.

Права на видео- и фонограмму по умолчанию принадлежат ее производителю (его наследникам/правопреемникам). Для соблюдения их неимущественных прав достаточно упоминать имя (название) производителя при использовании фоно/видеограммы, если он этого требует.

Имущественные же права гораздо более обширны и охватывают большинство случаев использования музыки в бизнесе. Поэтому им стоит уделить особое внимание. По умолчанию имущественные права на подобные объекты передаются по письменному договору, в котором детально регулируется объем передаваемых прав, срок действия договора, правила использования таких прав (цель использования, место использования, количество использований и так далее), а также размер и порядок внесения платы за пользование правами.

Как правило, с конечным коммерческим пользователем фонограммы или видеограммы заключается договор, предусматривающий передачу только необходимых для его деятельности прав. Передача всех прав встречается гораздо реже и характерна для отношений представительства интересов правообладателя на определенной территории.

Что касается программ организаций вещания, то единственное его неимущественное право очень просто соблюсти – достаточно упомянуть название производителя программы при ее использовании. А вот с имущественными правами опять же сложнее. Следует отметить, что получения разрешения требует трансляция таких программ, их фиксация на материальных носителях и их воспроизведение, а также их публичная демонстрация (воспроизведение) в местах с платным входом. Для получения таких прав надо опять-таки заключать письменный договор.

Срок действия имущественных прав во всех случаях составляет 50 лет с момента, соответственно, первого исполнения, записи фоно- или видеограммы, создания программы вещания. Таким образом, объекты смежных прав, созданные до 1965 года, могут использоваться без ограничений.

Как видим, для получения имущественных прав на использование музыкальных произведений, их записей, а также музыкальных программ в коммерческой деятельности нужно будет заключать письменный договор с правообладателем (его представителем). Главное – правильно определить, какой именно объект имеется в данном случае, а также какое именно право вам необходимо. При этом необходимо проверять, не исчерпался ли срок охраны.