Подходит к концу третий год со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 22.12.2011 № 4212-VI, которым изложен в новой редакции Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Несмотря на это, некоторые вопросы, возникающие во время его применения, до сих пор вызывают сложность и требуют отдельных разъяснений. Определенные недостатки Закона, неудачные формулировки или даже отсутствие тех или иных правил подталкивают к произвольному толкованию его норм, иногда разному и даже противоположному по своему смыслу. В свою очередь, такая неодинаковая и неопределенная практика применения может привести к неудачным управленческим, юридическим, в том числе и процессуальным решениям, которые вынуждены принимать стороны и участники процедуры банкротства. А неудачные решения могут наконец привести к существенным нарушениям имущественных прав как должника, так и кредиторов, нивелировать все усилия, направленные на погашение требований кредиторов и, соответственно, на достижение главной цели института банкротства – восстановление платежеспособности должника.
В то же время процедура банкротства и соответствующее законодательство призваны обеспечить не только соблюдение прав субъектов хозяйствования, которые попали в затруднительное финансовое положение, но и в самую первую очередь предоставить кредиторам такого должника практическую возможность получить удовлетворение своих требований.
В зависимости от видов кредиторских требований, времени их возникновения и других обстоятельств законодательство делит всех кредиторов в процедуре банкротства на определенные группы.
Отнесение кредиторов к той или иной категории позволяет четко определить очередность удовлетворения их требований за счет имущества должника, а следовательно, определить степень вероятности, объем погашения некоторых требований. Вполне очевидно, что чем раньше по отношению к другим подлежат удовлетворению требования кредитора, тем большая защита предоставляется такому кредитору. Однако не всегда более привилегированный статус кредитора в процедуре банкротства предоставляет такому кредитору большее количество прав, по крайней мере процессуальных.
Требования кредиторов, возникшие до открытия производства по делу о банкротстве, делятся на две группы по признакам обеспеченности: требования, не обеспеченные залогом, принадлежат конкурсным кредиторам, а требования, обеспеченные залогом имущества должника (имущественного поручителя), – обеспеченным кредиторам. Как было указано, требования конкурсных кредиторов подлежат погашению в четвертую очередь. А вот требования обеспеченных кредиторов, согласно предписаниям ч. 9 ст. 45 Закона, погашаются за счет имущества банкрота, которое является предметом обеспечения, во внеочередном порядке.
Именно эта "внеочередность" погашения требований, обеспеченных залогом имущества должника, за счет такого заставленного имущества и является основным признаком привилегированности статуса обеспеченных кредиторов.
Гарантируется такая "внеочередность" погашения требований обеспеченных кредиторов другой специальной нормой Закона, а именно нормой ч. 4 ст. 42, которой определено, что имущество банкрота, которое является предметом обеспечения, не включается в состав ликвидационной массы и используется исключительно для удовлетворения требований обеспеченных кредиторов. Продажа такого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом, исключительно по согласию обеспеченного кредитора или суда.
Наличием таких преимуществ в положении обеспеченных кредиторов объясняется немного суженный круг их "процедурных" или процессуальных прав во время производства по делу о банкротстве.
В частности, обеспеченным кредиторам законодатель не предоставляет права инициировать начало процедуры банкротства. Именно на этой стадии чаще всего возникает проблема определения статуса кредитора – является ли он обеспеченным. И определение термина "обеспеченный кредитор", приведенное в ст. 1 Закона, не помогает в решении этот вопроса.
Так, Закон определяет обеспеченного кредитора как кредитора, требования которого обеспечены залогом имущества должника (имущественного поручителя). Именно учитывая наличие в этом определении словосочетания "имущественного поручителя", некоторые кредиторы склонны считать себя обеспеченными в том случае, когда их требования к должнику (потенциальному банкроту) обеспеченные залогом не его, должника, имущества, а другого лица – имущественного поручителя. Однако такое толкование Закона не является правильным. С целью устранения расхождений в понимании статуса обеспеченного кредитора нужно обратиться к другим нормам Закона о банкротстве. В частности, ст. 14 и ст. 16 Закона уполномочивают суд отказать в принятии заявления о нарушении дела о банкротстве или нарушении производства по делу, в случае если требования кредитора полностью обеспечены залогом имущества должника. Ни в той, ни в другой норме законодатель уже не упоминает об обеспечении требований кредитора залогом имущества имущественного поручителя. Итак, вывод напрашивается сам по себе – указание о залоге имущества должника (имущественного поручителя) имело целью определить статус самого должника в таком обеспечительном обязательстве: или он выступает залогодержателем своего имущества в обеспечение собственных обязательств перед кредитором, или же он выступает перед кредитором как имущественный поручитель (отвечает своим имуществом) по обязательству другого лица. В этих двух случаях кредитор является обеспеченным, поскольку его требования обеспечены именно имуществом должника, относительно которого возбуждается дело о банкротстве.
И наоборот, если требования кредитора к должнику обеспечены залогом другого лица (имущественного поручителя), то такой кредитор будет выступать не обеспеченным, а конкурсным кредитором в пределах процедуры банкротства – со всеми правами, преимуществами и недостатками именно конкурсного кредитора, в том числе и правом подать в суд заявление о нарушении дела.
Отдельно следует отметить, что само по себе наличие в залоге кредитора имущества должника не исключает возможности обращения обеспеченного кредитора в суд с заявлением о нарушении дела о банкротстве. Решающее значение в этом вопросе имеет достаточность или недостаточность заставленного имущества для погашения требования такого кредитора.
Поэтому такой обеспеченный кредитор должен к своему заявлению предъявить доказательства недостаточности заставленного имущества и приобретает право выступать в процедуре банкротства одновременно в двух статусах – обеспеченного кредитора относительно части своих требований, обеспеченных имуществом должника, и конкурсного кредитора в части остальных требований. Естественно, что бесспорность, размер и время, на протяжении которого такие необеспеченные требования не были удовлетворены, должны отвечать общим правилам, установленным ст. 10 Закона о банкротстве.
Еще одним из преимуществ положения обеспеченного кредитора является отсутствие обязанности подавать в определенный законодательством срок заявление о признании его требований к должнику. Непредоставление такого заявления в установленный 30-дневный срок (со дня официального обнародования объявления о нарушении производства по делу о банкротстве) приводит к тому, что такие требования принадлежат к другим требованиям и подлежат погашению в ликвидационной процедуре в шестую (последнюю) очередь. Внесение же требований обеспеченных кредиторов в реестр требований кредиторов является обязанностью распорядителя имущества, независимо от поступления заявлений обеспеченных кредиторов – согласно данным учета должника, согласно государственному реестру залогов.
Одновременно законодатель предоставляет обеспеченным кредиторам право представить в тот же срок, который предусмотрен и для конкурсных кредиторов, заявление в части требований, являющихся необеспеченными. Также ч. 2 ст. 23 Закона предоставляет право обеспеченному кредитору по своему усмотрению перейти в статус конкурсного, представив в указанный срок заявление об отказе от обеспечения.
Такое решение обеспеченного кредитора целесообразно, когда, например, залоговое имущество потеряло свою ценность или вовсе исчезло, что часто бывает в случае передачи в залог товаров в обращении или когда предмет залога очень сложно реализовать, например, если предметом обеспечения выступают имущественные права и т. п.
Как видим, Закон о банкротстве предоставляет обеспеченным кредиторам довольно значительные привилегии по отношению к другим кредиторам, в том числе и право отказаться от своего статуса путем совершения односторонней сделки – отказа от обеспечения.
Таким образом, с одной стороны, обеспеченный кредитор должен быть спокойным – что бы ни произошло в процессе производства по делу о банкротстве, имущество должника, переданное в залог, не будет отчуждено без его ведома и согласия, не будет направлено на погашение требований других кредиторов и т. п. С другой стороны, обеспеченные требования такого кредитора могут быть погашены за счет именно имущества, являющегося предметом обеспечения. И лишь в случае недостаточности такого имущества обеспеченный кредитор может претендовать на погашение его требований за счет другого имущества должника и уже на общих основаниях, наравне с другими кредиторами, с соблюдением очередности погашения и т. п.
Так, наличие обеспечения (залога имущества должника) не является однозначной гарантией погашения требований обеспеченного кредитора. Вместе с тем наличие внеочередного права погашения обеспеченных требований за счет заставленного имущества лишает обеспеченных кредиторов целого ряда прав, предоставленных конкурсным кредиторам.
В частности, обеспеченные кредиторы не имеют решающего голоса на сборах кредиторов и в комитете кредиторов (им принадлежит лишь право совещательного голоса). Соответственно, отсутствует реальная возможность обеспеченных кредиторов оказывать непосредственное влияние на определенные решения в процедуре банкротства. Также обеспеченные кредиторы, в отличие от конкурсных, не могут автоматически войти в состав комитета кредитора, даже если размер их требований это позволяет (превышает 25 % от общего размера требований кредиторов). Кроме того, у обеспеченного кредитора отсутствует право заявлять суду о признании недействительной той или иной сделки должника или об опровержении его имущественных действий в порядке ст. 20 Закона о банкротстве.
В то же время обеспеченным кредиторам принадлежит право согласовывать план санации (ст. 30 Закона) и одобрять мировое соглашение (ст. 80 Закона о банкротстве).
Отдельные права обеспеченных кредиторов возникают в случае их возражений относительно согласования плана санации или одобрения мирового соглашения. Так, если кто-нибудь из обеспеченных кредиторов возражает против согласования плана санации (одобрения мирового соглашения), то другие обеспеченные кредиторы могут принять решение либо о выделе обеспеченных вещей из имущества должника, их продаже на аукционе и удовлетворении требований такого кредитора за счет полученных от продажи средств, либо же о выкупе долга такого кредитора. Если против согласования плана санации (принятия мирового соглашения) возражают все обеспеченные кредиторы, то решение о выделе и продаже на аукционе обеспеченного имущества либо выкупе требований обеспеченных кредиторов принимаются другими кредиторами.
Следовательно, на определенных стадиях банкротства (санация, заключение мирового соглашения) обеспеченный кредитор имеет возможность реализовать свое внеочередное право на удовлетворение своих требований за счет заставленного имущества должника, не ожидая завершения процедуры банкротства – соответственно отказавшись от согласования плана санации или принятия мирового соглашения и поставив других кредиторов перед необходимостью немедленно решать вопрос об удовлетворении обеспеченных требований или об их выкупе.
ВЫВОД:
Таким образом, правовое положение обеспеченного кредитора является, с одной стороны, более стабильным и защищенным по сравнению с другими кредиторами, а с другой стороны, отдельные аспекты нуждаются в усовершенствовании.