С каждой новой волной мобилизации активизируются старые или создаются новые темы, посвященные "призывным" вопросам. В числе свежих тем этого блока – обсуждение, касающееся одного из оснований для отсрочки от мобилизации, предусмотренного в ст. 23 Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" – самостоятельное воспитание ребенка (детей) в возрасте до 18 лет. Автор темы интересуется о том, как правильно толковать понятие "лицо, которое самостоятельно воспитывает ребенка", так как у него есть два варианта понимания этой формулировки. Первый вариант – отсутствие второго родителя (нет в живых, лишен родительских прав). Второй вариант – ребенок проживает с одним из родителей, который не находится в браке и живет отдельно от другого родителя.
Приходится признать, что этот вопрос был задан не напрасно. Ведь и среди тех, кто высказал свое мнение на этот счет, не было безусловного согласия. А учитывая то, что новая волна мобилизации на днях стартовала, вполне возможно, что этот вопрос для многих военнослужащих скоро перестанет быть только теоретическим.
Позиция 1
Здесь можно условно ориентироваться на регулирование этого вопроса в рамках предоставления налоговой социальной льготы. Порядок представления документов для применения налоговой социальной льготы определяет одинокого родителя таковым в случае, если он (она), имея ребенка до 18 лет, не находится в браке, зарегистрированном в соответствии с законом. Однако это только ориентир. Потому Минобороны следовало бы дать разъяснение на этот счет (в сугубо мобилизационном контексте).
Позиция 2
По моему мнению, речь идет о лицах, не находящихся в браке и проживающих вместе с несовершеннолетним ребенком отдельно от матери (отца).
Позиция 3
Комплексный анализ законодательства свидетельствует о том, что по данному основанию могут быть "освобождены" от мобилизации не только родители. Ведь, к примеру, ч. 2 ст. 151 Семейного кодекса предусматривает, что родители имеют право брать на воспитание ребенка других лиц, передавать его на воспитание физическим и юридическим лицам. К тому же родители могут заключить договор относительно осуществления родительских прав и исполнения обязанностей тем из них, кто проживает отдельно от ребенка (ч. 4 ст. 157 СК). Все это свидетельствует о том, что ключевым является не то, что ребенок проживает с одним из родителей, а то, кем он воспитывается.
Мнение Юристов сайта
Как было резонно подчеркнуто в ходе обсуждения, рассматриваемое основание для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации предусматривает самостоятельное воспитание ребенка (в то время как суть этого понятия не раскрыта). Причем законодателем использована формулировка "мужчины и женщины, самостоятельно воспитывающие ребенка (детей)", а не "родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка (детей)". В связи с этим формально от мобилизации может быть "освобождено" любое лицо, осуществляющее воспитание несовершеннолетнего ребенка (детей) на основании, предусмотренном законодательством. Как было указано выше, это может быть как родитель, так и иное лицо, которому, к примеру, передан ребенок для воспитания. В связи с этим дилемма, которой озадачен автор темы, уже отходит на второй план, поскольку если военнообязанный желает воспользоваться таким правом отсрочки от мобилизации, ему необходимо будет подтвердить то, что он осуществляет самостоятельное воспитание ребенка. Ведь такая "бронь" от мобилизации призвана в первую очередь защитить интересы ребенка.
Стоит отметить, что Закон "О воинской обязанности и военной службе" содержит более конкретные формулировки для аналогичных ситуаций. К примеру, одним из оснований для освобождения от воинской службы является воспитание матерью (отцом) – военнослужащим, которая (который) не находится в браке, ребенка или нескольких детей в возрасте до 18 лет, которые с ней (с ним) проживают, без отца (матери). Такое определение, не вызывает вопросов о своей сути. Задача состоит только в документальном подтверждении этих обстоятельств.
Указанные аргументы свидетельствуют о том, что в данном случае ключевым является документальное подтверждение единоличного воспитания ребенка. Например, это могут быть копии страниц паспорта о браке и наличии ребенка вместе с копией решения суда о разводе (где определено, что ребенок после расторжения брака родителей проживает с родителем-военнообязанным). Это само собой подразумевает, что этот же родитель и воспитывает ребенка. К слову, на документальное подтверждение оснований для отсрочки от призыва рекомендует обратить внимание и омбудсмен в своем письме от 31.07.2014 о мобилизационных вопросах. При этом стоит согласиться с тем, что использованная законодателем формулировка требует своего официального разъяснения.
ВЫВОД:
Вопрос следует рассматривать не с точки зрения проживания ребенка с родителем или отдельно от него, а в контексте осуществления военнослужащим единоличного воспитания ребенка (причем, как следует из Закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации" – не только своего). В связи с этим рассматриваемое основание для отсрочки от мобилизации следует оценивать с позиции возможности его документально обосновать.