При прекращении договорных отношений всегда возникает вопрос с окончательным их урегулированием (особенно в случае, если стороны еще не до конца исполнили свои обязательства). Особо важен вопрос о договорных санкциях: продолжают ли они действовать в ситуации, когда договор уже прекращен, однако задолженность по нему еще не погашена?
С подобным вопросом разбирались на форуме JuristOFF. Ситуация у автора темы сложилась следующая: договор аренды был досрочно расторгнут по соглашению сторон 31.01.2015 и в тот же день предмет аренды был возвращен арендодателю, что оформлено соответствующим актом приема-передачи. Однако арендатор еще до прекращения договора не полностью выплачивал арендную плату и этот долг продолжает существовать до сих пор. В связи с этим у автора темы и возник вопрос: можно ли применять штрафные санкции за неуплату, предусмотренные договором аренды (пеня и штраф), за весь период просрочки?
Надо сказать, что участники форума не смогли прийти к единому мнению по данному вопросу.
Позиция 1
Договорные санкции подлежат начислению только до даты расторжения договора – до 31.01.2015. После этой даты можно применять лишь санкции, предусмотренные ст. 625 ГК, то есть взыскать инфляционные и 3 % годовых.
Это следует из того, что с момента расторжения договора он больше не действует.
Позиция 2
Договорные санкции подлежат начислению за весь период просрочки, поскольку расторжение договора не означает прекращения обязательства по уплате арендной платы, а также не освобождает от ответственности за нарушение договора.
Позиция 3
Начисление пени, предусмотренной договором, возможно за 6 месяцев с момента возникновения задолженности независимо от даты расторжения договора. В свою очередь, штраф, предусмотренный договором, может быть взыскан за весь период просрочки.
Кроме того, можно взыскать и санкции, предусмотренные ст. 625 ГК за весь период просрочки.
Мнение адвоката
Согласно ч. 2 ст. 653 ГК в случае расторжения договора прекращаются обязательства сторон, возникшие из такого договора. При этом, исходя из нормы ч. 3 ст. 653 ГК, моментом прекращения договора является момент достижения сторонами согласия на этот счет. Фактически в данном случае договор аренды был прекращен в момент заключения соглашения о расторжении договора (если иное не установлено договором).
Таким образом, можно утверждать, что в описанном случае с 31.01.2015 прекратились все обязательства сторон, предусмотренные расторгнутым договором аренды. В то же время расторжение договора не освобождает должника от ответственности за ранее допущенные нарушения своих обязательств по договору. Это следует из аналогии с определенными ч. 4 ст. 631 ГК последствиями истечения срока действия договора.
Следовательно, арендатор по-прежнему обязан выплатить задолженность по арендной плате, а также штрафные санкции, предусмотренные договором за период до 31.01.2015. При этом, если иное не предусмотрено договором, санкции могут быть взысканы лишь за 6 месяцев с момента нарушения обязанности по внесению арендной платы (ч. 6 ст. 232 ХК). Стоит обратить внимание, что согласно ст. 230 ХК штрафными санкциями признается как пеня, так и штраф, то есть Позиция 3 в части возможности взыскания предусмотренного договором штрафа за все время просрочки независимо от истечения указанного шестимесячного срока является ошибочной.
Также за период до 31.01.2015 могут быть взысканы проценты и инфляционные в размере, предусмотренном ст. 625 ГК. О возможности взыскания одновременно штрафных санкций и данных сумм свидетельствует целый ряд судебных решений, включая и постановления ВСУ (к примеру, постановление по делу № 3-132гс11 от 12.12.2011).
Что же касается периода после 31.01.2015, то однозначно могут быть взысканы инфляционные и проценты за пользование денежными средствами на основании ст. 625 ГК. К тому же ограничение шестимесячным сроком в данной ситуации не применяется, поскольку указанные суммы не являются штрафными санкциями.
Относительно возможности взыскания договорных санкций за период после 31.01.2015, то это представляется невозможным исходя из следующего: так как с момента расторжения договора прекращается его действие, соответственно, прекращаются и все предусмотренные ним права и обязанности сторон. Следовательно, с момента расторжения договора не могут начисляться штрафные санкции, предусмотренные больше не действующей нормой договора.
ВЫВОД:
Договорные санкции могут применяться только в период с момента возникновения задолженности до момента расторжения договора (с учетом правила, установленного ч. 6 ст. 232 ХК), в то время как взыскание процентов и инфляционных выплат, предусмотренных ст. 625 ГК, возможно за весь период просрочки.