Любое значимое мероприятие вряд ли будет жизнеспособным без надлежащего финансирования. Терроризм и сепаратизм – не исключение. К сожалению, в прошлом и текущем году вопрос борьбы с финансированием указанных явлений становится как никогда актуальным в Украине. Это не могло не отразиться на приоритетах правоохранительной деятельности, что важно учитывать бизнесу. Ведь и добросовестная предпринимательская деятельность без даже косвенных целей финансирования терроризма имеет определенные риски в данной сфере. Речь идет, к примеру, о сотрудничестве с предприятиями из зоны АТО, о наличии производственных мощностей на этой территории и т. д.
В связи с этим важно обратить внимание на приказ Госфинмониторинга от 25.12.2014 № 170, которым были утверждены Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма "Актуальные методы, способы и финансовые инструменты финансирования терроризма и сепаратизма" (далее – Типологии). Этот документ отражает результаты исследования, которые стоит учесть предприятиям в рамках Due Diligence и других процедур, направленных на изучение рисков нарушения законодательства в ходе хозяйственной деятельности.
В Типологиях отмечается, что основная сложность в выявлении источников финансирования террористической и сепаратистской деятельности и, соответственно, его предупреждении заключается в том, что такое финансирование может осуществляться из легальных источников, суммы переводов быть незначительными, а сами финансовые операции не отличаться от многих других. Потому с целью выявления финансовых операций, которые могут иметь отношение к использованию легального бизнеса для финансирования террористических организаций, рекомендовано сконцентрировать внимание на следующих установленных критериях риска:
– покупка, трансфер и в конечном итоге продажа материальных ценностей за наличные в районах с высоким уровнем активности террористических группировок;
– перевод значительных сумм средств на/со счетов физических лиц или вновь созданных предприятий, которые не демонстрируют деловую активность;
– переводы средств из стран с высоким уровнем активности террористических группировок;
– переводы с банковских счетов организаций, не связанных с задекларированными видами деятельности.
При этом статистические данные за 2014 год указывают на то, что в Украине в круг наиболее широко используемых схем финансирования терроризма и сепаратизма в Украине вошли: незаконное списание материальных средств, использование электронных платежных систем и переводов (в том числе из-за границы) в преступных целях, фиктивное предпринимательство, создание целевых неприбыльных организаций.
В то же время система надзора за операциями, которые могут стать способом финансирования терроризма и сепаратизма, пока что не отрегулирована должным образом. При этом механизм мониторинга, основывающийся преимущественно на возможностях банков относительно анализа имеющейся информации, не лишен рисков. С другой стороны, слишком сложные процедуры проверки создадут условия, которые будут препятствовать деятельности законопослушных граждан и, следовательно, могут быть признаны ограничивающими законные права и свободы.
Возможно отслеживание финансовых операций путем использования информации, размещенной на веб-сайте МВД, касательно лиц, находящихся в розыске.
В Типологиях было отмечено, что наилучшим общим решением может быть введение субъектом первичного финмониторинга в действие и безусловное соблюдение правила "знай своего клиента". Ведь, скажем, банк, владеющий сведениями о своих клиентах, с меньшей вероятностью станет случайным каналом для перевода денежных средств террористов и сепаратистов. Был приведен пример введения банком собственного механизма отслеживания финансовых операций физических лиц, которые прямо или опосредствованно имеют отношение к финансированию сепаратизма, путем использования информации, размещенной на веб-сайте МВД, касательно лиц, находящихся в розыске, в том числе по ст. 260 УК "Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований". К слову, этот источник информации целесообразно использовать не только банкам, но и любому другому предприятию с целью изучения потенциального контрагента.
По результатам исследования, проведенного Госфинмониторингом, в своеобразную зону риска попали следующие критерии финансовых операций и хозяйственных сделок:
– поступление средств в небольших размерах от разных лиц на протяжении короткого промежутка времени в пользу одного лица с благотворительным назначением;
– получатель и/или инициатор перевода средств является общественной и/или благотворительной организацией;
– необычная для клиента финансовая операция по сумме;
– необычный для клиента контрагент;
– нехарактерное для финансовой операции клиента назначение платежа;
– частный перевод средств с территории Российской Федерации;
– платежи, осуществляемые лицами, которые не полностью знают или без желания сообщают детали платежа (адрес / контактную информацию и т. п.);
– операция по выплате электронного перевода, в котором отсутствует полная информация об инициаторе или получателе;
– зачисление средств на расчетный/карточный счет лица или перевод на имя физического лица, которое осуществляется без открытия счета, если имеющаяся информация свидетельствует, что источником такого зачисления/перевода являются средства, перечисленные с помощью платежных систем, операторы которых не зарегистрированы на территории Украины, в том числе с электронными деньгами;
– запутанный характер финансовой операции;
– отсутствие экономического содержания сделки.
Также важно упомянуть о том, что результаты исследования позволили очертить круг преград, мешающих проверке финансовой информации и ее участников относительно финансирования терроризма и сепаратизма. К ним отнесены: отсутствие официального перечня сепаратистов и подозреваемых в этом лиц; отсутствие официального перечня стран, поддерживающих финансирование терроризма; отсутствие бесплатных электронных источников для проверки необходимой информации; ограниченность информации касательно лиц, осуществляющих финансовые операции на сумму, не превышающую 150000 грн. без открытия счета, а также в случае осуществления финансовых операций с помощью электронных денег.
ВЫВОД:
Результаты исследования констатировали то, что финансирование терроризма зачастую маскируется под вполне легальные операции с участием как финансовых учреждений, так и других предприятий. Это подтверждает необходимость принятия мер по минимизации рисков стать невольным или даже косвенным участником финансирования терроризма. Особенно если перспективная сделка или потенциальный контрагент вызывают сомнения либо подозрения в вопросе финансирования терроризма. Причем речь идет не только о финмониторинге, но и о получении необходимой информации другими не запрещенными законодательством путями.