"Реформа", "реформирование", "реформаторский" – слова, ставшие обыденностью и необходимостью для украинского народа. А уже так хочется видеть не слова, а действия. Одним из ключевых требований общества после Революции Достоинства стала кадровая чистка милиции, вконец дискредитировавшей себя в глазах общества в те времена. Более того, изменений в правоохранительной, а также судебной системе ждут от Украины и международные партнеры и потенциальные инвесторы. Действующая власть все больше понимает, что без активных, возможно даже показательных, действий в этом направлении не будет иметь поддержки населения. Поэтому все время об этом говорят, и иногда что-то начинают делать.
Ощутимым и видимым шагом для киевлян и гостей столицы в этом направлении стало начало работы новой патрульной полиции, которая в будущем должна стать структурным подразделением Национальной полиции. Первое впечатление, которое сложилось от их деятельности, достаточно положительное: пришли новые лица, которые не гонятся за рассыпанными по дороге долларовыми купюрами, не обращают внимания на угрозы по типу "я депутат/прокурор ... завтра вас всех уволят"; достаточно профессионально ведут себя в критических ситуациях и сдали нормативы физической подготовки не за 50 гривен.
По словам Министра внутренних дел, следующим шагом должен стать запуск проекта "новая полиция" в городах Львов и Одесса, а дальше – Харьков и вся Украина. И все это вроде хорошо, если бы не один вопрос. Почему новая организация, призванная восстановить доверие к правоохранительной системе, стоять на страже закона, прав и законных интересов граждан, начинает свою деятельность без нового нормативного акта, который бы регулировал эту сферу? И как может быть, что Закон Украины "О Национальной полиции" (далее – Закон), который в целом вступает в силу через три месяца со дня, следующего за днем его опубликования (то есть с 07.11.2015 года), уже действует для полиции Киева, Львова и Одессы, что само по себе является нарушением правил юридической техники?
К проекту Закона, поданного Кабинетом Министров (который в конце концов был принят парламентом), с самого начала было много замечаний у Главного экспертного управления, Главного юридического управления, экспертной среды и общественности. Но несмотря на это, он был проголосован без учета большинства поправок. В то время как проект Закона "О полиции и полицейский деятельности" № 2822-1 от 20.05.2015, который разрабатывался при участии общественных экспертов, под давлением снят с рассмотрения.
Средства идентификации полицейского
Первое положительное нововведение, которое бросается в глаза при анализе Закона, содержится в статье 20, которая определяет, что "на униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким указанием его специального жетона. Полицейским запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств".
Все вроде хорошо, но для того чтобы на практике можно было предотвратить появление "неизвестных" полицейских, как это было во время событий на Грушевского, необходимо разработать процедуру идентификации каждого полицейского на практике. Для этого представляется необходимым:
1. Присвоение полицейским индивидуальных неповторяющихся в пределах страны номеров.
2. Создание базы данных полицейских с возможностью поиска по индивидуальному номеру.
3. Введение двух режимов доступа к базе данных:
3.1. Общий доступ (отображается информация с ФИО полицейского, местом службы, специальным званием).
3.2. Ограниченный доступ (указание более широкой информации, например, биографические данные, дисциплинарные взыскания и т. д.).
Такая система позволит предотвратить злоупотребления полицейскими из-за ощущения неотвратимости установления виновных в злоупотреблениях.
Кроме того, Закон установил исключение, согласно которому в установленных законом случаях полицейский может действовать не только без нагрудного знака, но и в гражданской одежде. Это касается проведения негласного следственного (розыскного) действия. Что с одной стороны является оправданным, а с другой – оставляет место для произвола.
Осуществление полицией функций частной охраны
Совершенно непонятно, как в новый Закон мог попасть п. 20 ст. 23, в соответствии с которым к основным полномочиям полиции относиться осуществление на договорных началах охраны физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности.
То есть по сути новая полиция наделяется правом заниматься частной охранной деятельностью. Такая формулировка позволяет полиции осуществлять предпринимательскую деятельность, которой в соответствии с нормами законодательства может заниматься только субъект хозяйствования, зарегистрированный в установленном порядке. Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Украины "Об охранной деятельности" субъектом предоставления услуг по охране собственности и граждан является субъект хозяйствования любой формы собственности, созданный и зарегистрированный на территории Украины, который осуществляет охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии. Таким образом, п. 20 ст. 23 Закона вступает в прямую конкуренцию с нормами Закона Украины "Об охранной деятельности".
Угрозы, которые в этом усматриваются, следующие:
1. Появление коррупционной составляющей в деятельности полиции – для полицейского гораздо выгоднее становится заниматься частной охраной, чем охраной общественного порядка.
2. Нивелирование необходимости получения лицензии и регистрации в качестве субъекта хозяйствования для осуществления охранной деятельности.
3. Услуги полиции становятся единственным возможным вариантом получения вооруженной охраны.
4. Потеря полной самостоятельности полиции, учитывая определенную зависимость от средств частных заказчиков охраны.
Превентивные полицейские меры
Перечень превентивных мер содержится в статье 31 Закона. Сразу же отметим, что положительным является то, что теперь полицейский вынужден будет изучить досконально нормативно-правовые акты, связанные с его деятельностью. Это связано с тем, что "во время проведения превентивных полицейских мер полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к нему превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры". То есть просто ответить "на основании Закона Украины "О Национальной полиции" или Уголовного процессуального кодекса Украины" недостаточно. Необходимо познакомить человека с нормой, на основании которой действует полицейский.
Первая превентивная мера, которая заслуживает внимания, – это проверка документов лица. Так, волнует то, что полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, если, среди прочего, существует достаточно оснований полагать, что лицо намерено совершить правонарушение. Это оценочное понятие – в принципе, любое поведение лица можно подвести под такую формулировку (например, лицо становится у проезжей части дороги, значит, оно намерена перейти дорогу в неустановленном месте), а значит, есть основания для проверки документов, устанавливающих личность. Это все в сочетании с необязательностью носить при себе паспорт гражданина Украины или другой документ, устанавливающий личность, может иметь негативные последствия.
Следующей превентивной мерой является опрос лица. Норма предусматривает достаточно расплывчатые основания для приглашения лица в полицейское помещение: существование достаточных оснований полагать, что лицо владеет информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий. При этом время, в течение которого лицо могут опрашивать, Законом не ограничено, что может использоваться полицейскими. Впрочем, стоит отметить, что лицо не обязано предоставлять полицейским какую-либо информацию, существует возможность отказа.
Интересной новой превентивной мерой является полицейское попечительство – оно может применяться, например, к лицу, которое находится в публичном месте и в результате опьянения потеряло способность самостоятельно передвигаться или создает реальную опасность окружающим или себе. Впрочем, законодателем четко не определен сам термин "полицейское попечительство" и в чем оно заключается, кроме права полицейского изъять у лица оружие или иные предметы, которыми человек может причинить вред окружающим или себе, независимо от того, запрещены ли они в обращении.
Это лишь некоторые из нюансов рассматриваемого Закона, которые вызывают вопросы при теоретическом изучении. Больше покажет практика.