Значительной недостатком является неприятие отечественной правотворчество существующей в западном конституционном праве классификации терминов для определения прав человека. В английской терминологии используются следующие понятия: rights для определения неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу и т.д.); freedoms или liberties для определения гражданских и политических прав и свобод и срок entitlements, охватывающий предоставленные государством экономические и социальные права. В украинском законодательстве, зато применяется единый термин «права человека». Это приводит, во-первых, к подмене политических проблем прав человека социально-экономическими, а во-вторых, ставит под сомнение принцип судебной защиты конституционных прав. Ведь для обеспечения права на свободу слова достаточно судебного решения, а для обеспечения культурного наследия необходимо наличие финансирования, выходит за пределы компетенции суда. В то же время, возможность невыполнения одного из конституционных прав ставит под сомнение вообще всю систему соответствующих гарантий.
Как известно, в соответствии со статьей 34 Конституции Украины «каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом - по своему выбору». Конкретизируют указанную конституционную норму положения Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), Законов Украины «Об информации», «Об обращениях граждан». Так, статья 302 ГК Украины (книга вторая «Личные неимущественные права физического лица») определяет, что «физическое лицо имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию». Закон Украины «Об информации» «закрепляет право личности на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Украины». При этом отмечается, что «все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций ».
Законодательство Украины гарантирует гражданину свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины. Речь идет, конечно, о таких случаях ограничения доступа к информации, которая касается лично физического лица, как сохранение в тайне данных досудебного следствия, дознания и т.п..
Как видим, Закон Украины «Об информации» закрепляет право на информацию среди других субъектов «гражданам Украины», а не физическим лицам, как отмечается в ГК Украины. Иностранцы и лица без гражданства также имеют право на информацию на территории Украины, хотя и ограничено определенной степени в связи с отсутствием особого правового связи (гражданства) между ними и государством Украина. Поэтому вполне целесообразным видится внесении изменений в Закон Украины «Об информации»: заменить в статье 9 термин «граждане Украины» на «физические лица» в соответствующих падежах.