Рассмотрим также так называемое «активное» право граждан на доступ к информации, не касается вопроса информационной политики органов власти или любой другой формы предоставления информации общественности, не относится права лица получать информацию учитывая свой профессиональный статус, а относится только к личному права граждан обращаться в органы власти за информацией по своему усмотрению.
Для того, чтобы национальное законодательство содержало полный свод правил в сфере доступа к официальной информации, надо включить определенные элементы. Образец таких элементов можно найти во всяком удачно действующем законодательстве о доступе к официальной информации.
Система основных норм должна касаться общего объема прав бенефициариев и обязательств органов власти и, помимо прочего, определять, кто должен предоставлять информацию, кто пользуется правом, на какую именно информацию он распространяется, каким образом и с какой целью возможность доступа к информации может быть ограничено.
Относительно заявлений о доступе к официальной информации, то может возникать вопрос, имеют ли такие заявления соответствовать какой-то форме и какую информацию должен предоставить спрашивающий, чтобы такое заявление рассматривали. Чем больше формальностей в требованиях к заявлениям на доступ, тем больше риск, что рассмотрение заявлений будет неэффективен и медленный.
Зарубежный опыт свидетельствует, что запрос в государственные органы по поводу предоставления информации не связывается с определенной форме: он может быть направлен в устной или письменной форме, по телефону или телеграфу в форме телефакса. Единственное требование - четкое формулирование запроса. В случае, когда с его содержания не совсем понятно, какая именно необходима информации, ее объем, от запрашивающего дополнительно могут попросить письменное разъяснение, уточнение по проч. Невыполнение подобных требований - основание для отказа в информации.
Спрашивающий не должен сообщать причины запроса, если только не существует исключительных обстоятельств, при которых будет предоставлена информация, которая в противном случае не раскрывалась бы из соображений секретности. В таких случаях следует дать запрашивающему возможность решать, желает ли он сообщать об этих причинах.
Конечно, это касается также и формальных требований к процессу принятия решений в таких вопросах. Если заявления рассматриваются, как правило, той же официальным лицом, отвечающим за информацию или соответствующие документы, то нет необходимости слишком детализировать нормы, регламентирующие форму первичного запроса. Если же, с другой стороны, заявления подлежат рассмотрению в рамках бюрократической или иерархической организации, то формальных требований, связанных с запросами, обычно больше.
Очень важно, чтобы заявления о доступе рассматривались быстро, особенно с точки зрения средств массовой информации, впрочем, частному лицу часто также важно получить информацию быстрее. Поэтому, в общем, максимальные сроки следует рассматривать как позитивный элемент, но нельзя забывать и о связанной с установлением максимального срока опасность - считать его стандартному времени рассмотрения заявлений. Чтобы ее предотвратить, можно рядом с максимальным сроком установить как основную норму быстрого рассмотрения заявлений.
Еще один важный аспект - это значение засекречивания конфиденциальной информации. В разных системах используются разные подходы. В некоторых системах режим засекречивания действующий, пока не будет изменен или отменен официально и / или в течение строго определенного времени, в других - он представляет собой простое предостережение, что такой-то документ содержит конфиденциальную информацию, но доходить независимого заключения о том, гриф секретности иметь преимущественную силу, будет официальное лицо, рассматривает конкретный запрос. Для обеспечения доступа, если на запросе определенная Информация не оценивается как конфиденциальная, следует отдать предпочтение последнему подходу. Еще один вопрос, также связано с формами доступа - это предмет засекречивания. В некоторых системах засекречивания распространяется на документ как таковой, а в других конфиденциальной считается информация, содержащаяся в документе, поэтому-то те части документа под грифом, которые не содержат секретной информации, подлежат раскрытию. Технически это осуществляется путем выдачи документа, в котором пропущены конфиденциальные части.