В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Какой «карт-бланш» Госфинмониторингу предоставил Закон № 2258-VI?

Статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», а также постановление Правления Национального банка Украины от 14 июля 2006 года № 267 «Об утверждении Правил сохранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны» определяют четкие правила и порядок хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны. Вместе с тем Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 18 мая 2010 года № 2258-VI в существующий порядок внесены коррективы.

Так, банки, являясь субъектами первичного финансового мониторинга, обязаны были информировать Государственный комитет финансового мониторинга Украины (далее – Госфинмониторинг) в случаях, установленных законодательством. Однако, если ранее статья 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» позволяла Госфинмониторингу получать лишь дополнительную информацию в отношении информации, поданной ранее банками, то теперь объемы раскрытия банковской тайны по запросу Госфинмониторинга значительно расширились. Теперь банки обязаны отвечать на запросы об операциях, ставших объектом финансового мониторинга, и их участниках и в тех случаях, когда такая информация стала известна Госфинмониторингу и из других источников, т. е. от других субъектов первичного финансового мониторинга.

Благодаря Закону № 2258-VI (вступившему в силу с 21 августа этого года) значительно расширился объем информации, которую вправе запрашивать Госфинмониторинг. Форма такого запроса значения не имеет

Финансовый мониторинг и банки: точки жесткого пересеченияА для того чтобы окончательно искоренить любые попытки банка защитить банковскую тайну в отношении своих клиентов, законодателем на высшем уровне (Закон Украины от 18 мая 2010 года № 2258-VI) было утверждено, что форма запроса от Госфинмониторинга не имеет значения: нет требований ни об изложении запроса на бланке, ни о наличии подписи начальника (или его заместителя), ни о наличии печати... Кроме того, этим же законодательным актом был снят запрет относительно предоставления на запросы Госфинмониторинга информации о клиентах другого банка.

И завершающим аккордом в данном вопросе стало изменение, позволяющее Национальному банку Украины в порядке контроля осуществлять проверку банков не только в отношении соблюдения требований по финансовому мониторингу, но и касательно очень субъективного аспекта: «достаточность мер по предупреждению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

При этом в случае выявления в ходе проверок Национального банка Украины нарушений к банку могут быть применены, с одной стороны, меры воздействия самим Национальным банком Украины согласно статье 73 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», а с другой – санкции Госфинмониторинга (от штрафа до аннулирования лицензии).

ВЫВОД:

Таким образом, со вступлением в силу с 21 августа 2010 года изменений в законодательство относительно порядка осуществления финансового мониторинга банки стали уязвимы перед контролирующими органами и существенно ужесточили форму работы с клиентами, а банковская тайна теперь защищена лишь мыльным пузырем.

Юлия Яшенкова,

юрист,

AstapovLawyers International Law Group