В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Царь, который наполняет свою казну имуществом подданных, 

подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, 

взятой из-под его фундамента.

Ас-Самарканди

 

Вот уже третий год украинское общество существует в водовороте реформ, захлестнувших нашу страну на пути в Европейский Союз. Очевидно, что в силу геополитических процессов, происходящих в мире, именно сейчас наступил идеальный момент для перехода Украины как государства на новый эволюционный этап, тем более что гражданское общество уже неоднократно продемонстрировало свою готовность к такому переходу. Однако чтобы стать членом цивилизованного мира, нужно принять соответствующие правила игры, которые сделают нашу страну инвестиционно привлекательной для иностранных капиталов.

Учитывая вышеизложенное, вполне логичным поведением власти является демонстрация политической воли на проведение глубоких реформ, направленных на дерегуляцию бизнеса, мотивирование роста и развития предпринимательства. 

Если говорить о нормативной основе процесса дерегуляции, следует отметить, что уже сделано достаточно: начиная от Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)", принятого во исполнение Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом, и заканчивая рядом подзаконных актов, разработанных с целью ослабления давления на бизнес. Конечно, можно много рассуждать о недостаточности нормативной базы, необходимости изменения огромного массива украинского законодательства для получения ощутимых результатов и т. п., однако проблема, на мой взгляд, лежит несколько глубже.

Качественное проведение реформ возможно только при синергии таких элементов, как: безусловная воля власти, здоровая экономика, стабильная правовая база с понятными и прозрачными нормами, не чувствительная к внутренним политическим процессам, а также справедливая система правосудия, позволяющая участникам рынка рассчитывать на справедливую защиту нарушенных прав. 

Отсутствие какого-либо из указанных элементов превращает идею проведения реформ в утопию.

Так, мы наблюдаем с одной стороны демонстрацию властью шагов навстречу предпринимателям в виде упрощения процедуры регистрации нового бизнеса, создания электронных сервисов, сводящих к минимуму контакты с чиновниками, и одновременное нежелание замечать насущные проблемы с обслуживанием такого бизнеса и процедурой его закрытия. 

Кроме того, даже декларированные прогрессивные нормы очень часто расходятся с практикой их применения (из самых свежих примеров можно вспомнить о регистрации субъекта хозяйствования за один день с автоматическим обменом информацией регистратора с фискалами и органами статистики, что не освобождает от необходимости посещения налоговой для прохождения полного процесса легализации и  растягивается на несколько дней в лучшем случае). 

На самом деле государственная система все еще работает так, чтобы отбить желание у бизнесменов иметь что-то общее с государством и его представителями в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Неоднократно нам приходилось  слышать жалобы предпринимателей, пострадавших от проволочек бюрократической системы, сильно тормозящей бизнес-процессы. В течение всего периода независимости Украины государство и бизнес всегда были по разные стороны баррикад и говорили на абсолютно непонятных друг для друга языках, поскольку мыслили разными категориями. Поэтому появление на данном этапе среди высших органов власти большого количества людей с опытом ведения бизнеса, по моему убеждению, поспособствует налаживанию двустороннего диалога и может стать хорошим фундаментом для построения государственно-частного партнерства.  

Однако для этого власть должна вернуть утраченное доверие, создав безопасное поле для всех без исключения участников рынка, абсолютно исключив избирательность в принятии решений. Довольно яркой иллюстрацией высказанного тезиса является недавняя дискуссия насчет продления моратория на проведение проверок субъектов хозяйствования с оборотом до 20 млн. грн.

Напомним, что 30 июня этого года закончился срок действия моратория на проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины), установленный пунктом 8 раздела III "Переходные положения" Закона Украины "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" от 28.12.2014 года № 76-VIII (далее – Закон № 76).

Вместе с тем продолжает действовать норма пункта 3 Заключительных положений Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 года № 71-VIII (далее – Закон № 71), предусматривающая, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляется исключительно по разрешению Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или согласно требованиям УПК Украины.

В июне 2015 года в средствах массовой информации появилась информация об одобрении Кабмином решения о продлении моратория, однако соответствующего нормативно-правового акта принято не было. 

Государственная регуляторная служба Украины из-за возникшей паники среди предпринимателей, подогреваемой СМИ, решила внести свою лепту в разрешение ситуации, опубликовав на своем официальном сайте 22 июня сообщение разъяснительного характера, которое сводится к тому, что мораторий на проверки продолжает действие в соответствии с Законом № 71.  Следует отметить, что указанное разъяснение не имеет силу нормативно-правового акта и носит исключительно рекомендационный характер. Иными словами, для контролирующего органа, изъявившего желание проверить субъекта хозяйствования, указанное разъяснение не будет препятствием.

Отдельные органы государственной власти поддержали позицию Госрегуляторслужбы, согласившись, что мораторий для них продолжает действовать до конца 2016 года. Некоторые органы, включая Мининфраструктуры и саму Государственную фискальную службу Украины, наоборот, заявили об узкой сфере действия Закона № 76 и невозможности его применения ко всем правоотношениям.  

Однако большинство контролирующих органов заняли выжидательную позицию в надежде на скорое принятие соответствующего закона или хотя бы прямого указания со стороны Правительства.

Бизнес в описанной ситуации опять оказался "брошенным на произвол", а государство в очередной раз продемонстрировало отсутствие единой взвешенной последовательной политики, что не добавило ему очков в таблице мировых рейтингов легкости ведения бизнеса в стране.

Нельзя не отметить и тот аспект, что в процессе дерегуляции хозяйственной деятельности, включающем отмену лицензирования отдельных сфер, а также введение моратория на проверки некоторых отраслей, стоит адекватно оценивать, какие последствия и риски могут повлечь определенные уступки и смягчения. Так, мораторий на проверки производителей продуктов питания создавал угрозу национальной безопасности Украины, оставляя практически бесконтрольной стратегически важную отрасль экономики. Кроме того, такое решение органов власти было абсолютно непонятным для Европы, учитывая, что украинские производители как раз делали первые шаги на европейские рынки сбыта, ведь таким образом они фактически лишились поддержки собственного государства, де-факто снявшей с себя ответственность за качество произведенной в ней продукции.  

  

ВЫВОД: 

Подытоживая, следует отметить, что залогом успешности реформ является комплексный подход к их проведению с четко определенными и понятными бизнесу стандартами, а также изменение принципов взаимодействия государства с бизнес-сообществом со смещением акцентов в сторону партнерства. Основными ориентирами для дальнейших шагов на пути к дерегуляции должны стать: удешевление расходов бизнеса, обеспечение эффективного правоприменения, гарантированная защита права собственности инвесторов и, безусловно, снижение налогового давления на бизнес, без которого дерегуляция теряет смысл.  И ключевую роль сейчас играет время, ведь, как говорил великий Гилель еще 2000 лет назад: "Кто, если не я, и когда, если не сейчас?".