В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Добрый день. Предприятие (далее – Общество) является публичным акционерным обществом и на основании пункта 15 части 1 статьи 2 и пункта 17 части 2 статьи 33 Закона «Об акционерных обществах» на общем собрании избирает должностных лиц Общества: членов наблюдательного совета и ревизионной комиссии, утверждает условия гражданско-правовых договоров, которые будут заключаться с ними, а также устанавливает размер их вознаграждения.

После принятия общим собранием Общества данного решения с каждым из избранных членов этих органов заключаются гражданско-правовые договоры на выполнение функций члена наблюдательного совета (ревизионной комиссии) Общества, где согласно части 3 статьи 51 вышеуказанного Закона содержится порядок работы, выплаты вознаграждения и ответственность данного должностного лица.

Среди членов этих органов есть граждане России, которые согласно последним изменениям в законодательстве этой страны должны получать все доходы на счета в банках России. Просим разъяснить, как необходимо составить данный гражданско-правовой договор, чтобы, не нарушая Закона «Об акционерных обществах» и валютного законодательства Украины, члены наблюдательного совета и ревизионной комиссии могли получать выплачиваемое Обществом вознаграждение на счета в банках России.


Здравствуйте! Начнем с того, что Закон «Об акционерных обществах» не делает каких-либо различий между гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства при исполнении ими обязанностей должностных лиц АО (в том числе членами набсовета). Таким образом, для того чтобы исполнить требования ч. 3 статьи 51 Закона, общему собранию достаточно утвердить условие договора с членом набсовета, отражающее следующую договоренность сторон: выплата вознаграждения проводится путем перечисления средств на счет члена набсовета в банке, который будет указан членом набсовета. Эта норма применима как в договоре с нерезидентом, так и в договоре с резидентом.

Кроме того, в данном случае необходимо урегулировать и вопрос с валютой платежа. Поскольку речь идет о гражданско-правовом договоре (на практике – чаще всего о договоре оказания услуг), то можно опираться на ч. 1 ст. 7 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля». Следовательно, валютой платежа может быть как гривня, так и иностранная валюта.

В качестве примера условия можно привести выдержку из реально используемого договора с членом набсовета одного из украинских АО: «Винагорода Члену Наглядової ради Товариства – нерезиденту виплачується у доларах США або євро у перерахунку за офіційним курсом Національного банку України на дату здійснення платежу». Хотя, конечно, желательно все же более четко установить валюту.

При этом отметим, что согласно абзацу 4 подпункта «а» пункта 4 статьи 5 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля» в данной ситуации Общество не должно получать индивидуальной лицензии НБУ на осуществление операций с валютой, поскольку речь идет об оплате услуг, оказанных Обществу нерезидентом.

Таким образом, операция по выплате вознаграждения для Общества выглядит следующим образом: Общество отдает распоряжение банку, в котором открыт его счет, осуществить перечисление средств на счет члена набсовета, открытый в российском банке, при этом сумма определяется в иностранной валюте по курсу НБУ на дату осуществления платежа.