В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

Вітаю. Чи має право платник податку – юридична особа, майно якої знаходиться у податковій заставі без дозволу податкової служби, вчиняти такі дії:

– давати оголошення в газеті про продаж такого майна;

– здійснювати вибір покупців;

– укладати попередній договір купівлі-продажу такого майна;

– проводити аукціон (конкурс), переговори з можливими покупцями для вибору покупця такого майна?

Чи будуть такі дії платника податку розцінюватися «як відчуження майна», що перебуває у податковій заставі (за змістом ст. 14.1.31 ПК) без згоди податкових органів? При цьому безпосереднє укладення договору купівлі-продажу вказаного майна буде здійснено після припинення податкової застави.


Здравствуйте! Ст. 92 Налогового кодекса, регулирующая особенности согласования операций с заложенным имуществом, определяет, что налогоплательщик вправе отчуждать такое имущество лишь с согласия контролирующего органа, а также в случае, если контролирующий орган не ответил налогоплательщику в течение 10 дней на его обращение о получении такого согласия. То есть в данном случае ключевым для поиска верного ответа на заданный вопрос является содержание понятия «отчуждение».

Определение понятия «отчуждение», применимое к налоговым правоотношениям, дано в п. 14.1.31 ст. 14 НК, где ключевым в его содержании является формулировка «любые действия налогоплательщика, вследствие совершения которых он утрачивает право собственности на имущество, принадлежащее такому налогоплательщику». Исходя из этого, нельзя отнести к отчуждению:

– размещение объявления в газете о продаже залогового имущества;

– выбор покупателей;

– проведение аукциона (конкурса), переговоров с целью поиска покупателя.

Ведь ни одно из указанных действий еще не влечет за собой утрату налогоплательщиком права собственности на имущество, являющееся предметом указанных действий.

Однако во время осуществления этих действий необходимо ясное доведение к сведению перспективных (возможных, вероятных) покупателей того, что такое имущество в данный момент находится в налоговом залоге и его фактическая реализация возможна лишь когда такое имущество будет освобождено из налогового залога. Ведь в противном случае действия налогоплательщика могут быть квалифицированы не только как нарушение порядка обращения с залоговым имуществом, но и как введение в заблуждение контрагента с наступлением соответствующих правовых последствий.

Устанавливая возможность заключения предварительного договора купли-продажи залогового имущества, необходимо учитывать следующее. Согласно ст. 635 Гражданского кодекса предварительный договор предполагает обязательство сторон на протяжении определенного срока (или в определенный момент) заключить договор в будущем на условиях предварительного договора. То есть в данном случае по результатам заключения предварительного договора купли-продажи не происходит отчуждение, а лишь устанавливаются взаимные обязательства сторон о переходе права собственности на имущество в будущем (когда оно будет освобождено от налогового залога). Подтверждением этому служит содержание ч. 3 ст. 635 ГК, предусматривающей прекращение обязательства, предусмотренного предварительным договором, в случае если основной договор не будет заключен в течение срока, установленного предварительным договором. Исходя из этого, заключение предварительного договора купли-продажи залогового имущества не может расцениваться как его отчуждение в понимании НК.

В данном случае необходимо учесть, что такие действия могут быть не только допустимыми, но и рекомендованными в целях производственной необходимости. Речь идет о ситуациях, когда важно «закрепить» инициативу сторон о купле-продаже имущества в будущем. Соответственно, наличие налогового залога может стать своеобразным отлагательным или отменительным условием, от которого будет зависеть фактическая возможность заключить основной договор купли-продажи. Ведь целью налогового залога является не ущемление прав налогоплательщика, а лишь обеспечение и стимулирование погашения налогового долга путем вынужденного ограничения его права распоряжаться своим имуществом. Поэтому налогоплательщик в таких ситуациях не ограничивается в определении дальнейшей судьбы своего имущества, однако имеет определенные ограничения в вопросах внедрения в жизнь своих планов.

Также в данном случае важно учесть исключения из правила о получении согласия на отчуждение залогового имущества. Так, п. 92.1 ст. 92 НК и п. 4.1 Порядка применения налогового залога органами ГНС определяют конкретные случаи и условия, когда отчуждение залогового имущества может происходить без согласования с контролирующим органом.

 

ВЫВОД:

Для определения возможности совершения каких-либо действий с залоговым имуществом необходимо их сопоставить с понятием «отчуждение» в понимании НК. Поэтому в таких случаях осуществление любой деятельности, не влекущей за собой смену права собственности, возможно. Однако при поиске покупателей, проведении конкурса (переговоров и т. п.) и осуществлении других действий, направленных на заключение договора купли-продажи в будущем, обязательной является оговорка о том, что в данный момент имущество находится в налоговом залоге. Соответственно, его отчуждение будет возможно лишь после того, как оно будет освобождено от залогового бремени.