В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Группу договоров, участники которых имеют общую цель, составляют: договоры о совместной деятельности (простого товарищества) и договоры о создании юридического лица. Последние могут быть учредительным документом (учредительный договор полного и коммандитного обществ) или не быть таковым (договор о создании ООО, АО).

Как правило, такие договоры заключают в случаях, если достижение желаемого результата одним лицом невозможно или затруднено. Так, юридически невозможно создание полного общества одним лицом, для этого должен заключаться учредительный договор. Фактические же сложности или экономические интересы вынуждают нескольких лиц заключать договор для совместного строительства объектов общего пользования, например, колодца, прокладка дороги и т.п.. При этом совместная деятельность является для участников договора не самоцелью, а лишь средством достижения определенного результата, наступление которого они стремятся вместе. Поэтому такой договор выполняет функцию инструмента, благодаря которому становится возможным достижение его участниками определенной цели, а также координации совместной деятельности для этого.

Наличие у участников общей цели отличает эти договоры от всех других договоров, которые называются встречными (купли-продажи, найма и др.), в которых стороны противостоят одна другой и являются контрагентами (кредитором и должником). Специфика договоров, направленных на достижение общей цели, заключается в том, что каждый из его участников выступает одновременно как кредитор и как должник по отношению друг к другу и всех вместе. Ни один из них не вправе требовать от исполнения для себя лично и, наоборот, выполнять непосредственно для любого одного или для нескольких (а не всех) участников. Все действия участников этих договоров должны подчиняться их общей цели.

В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники договора о совместной деятельности, выделяется договор простого товарищества, направленного на налаживание такой деятельности, в результате которой ожидается прибыль (ст. 1132 ГК). Если эту деятельность участники будут осуществлять без создания юридического лица, то для регулирования их отношений достаточно § 2 гл.77. Если же они захотят создать юридическое лицо, то в этом случае действуют специальные нормы, предусмотренные ч. 2 ст. 88, статьями 120, 134 ГК. Если создается полное или ко-мандитне общество, с заключением учредительного договора и регистрацией общества цель договора не достигается, так как это лишь этап к получению прибыли. К тому же эти договоры являются учредительными документами и действуют в течение всего срока существования указанных обществ. Напротив, договоры, заключаемые при создании ООО или АО, не являются их учредительными документами, а потому цель этих договоров будет достигнута с момента государственной регистрации общества, хотя получение прибыли с этого момента еще невозможно. Впрочем, участники таких договорных отношений продолжают находиться в подобных отношениях, но уже в корпоративных, участие в которых дает им возможность получить прибыль.

Договоры, направленные на достижение определенной цели, называют многосторонними, хотя в них могут принимать участие два человека. Такая их квалификация зависит не от количества сторон, а от направленности их воли.

Круг субъектов договоров, направленных на достижение единой цели, может существенно отличаться. Так, если никаких ограничений для участия в договоре о совместной деятельности закон не устанавливает, то, если это договор простого товарищества, его участники - физические лица должны быть зарегистрированы как предприниматели. Вопрос о возможности предпринимательских обществ и учреждений участвовать в этих договорах является спорным. Вероятно, при его решении следует руководствоваться общим разрешением, содержится в ст. 86 ГК, о возможности для этих юридических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе путем заключения договора простого товарищества. Следует учитывать ограничение, установленное в ч. 2 ст. 119 ГК, лицо может участвовать только в одном полном товариществе или в коммандитов-ном как полный участник. Таких ограничений относительно участия в договоре о совместной деятельности законом не установлено, так же, как и для участников договоров о создании ООО и АО.

Спорным является вопрос возмездности указанных договоров, ведь в правовых связях, состоящие при совместной деятельности, отсутствует обязанность одного из участников совершать определенные действия по отношению к другому, отсутствует встречность, а потому - отсутствует и встречное удовлетворение. Впрочем, это обусловлено специфики таких договоров, а значит, возможна и специфика проявления их платности. Если стороны этих договоров вносят определенное имущество или прилагают собственные усилия для достижения определенной цели, то, понятно, что они приобретают взамен этого что-то, в чем они были заинтересованы и для чего вступали в договорные отношения.

Договор о совместной деятельности (простого товарищества) и другие договоры, направленные на достижение единой цели, является консенсуальным, поскольку считается заключенным с момента достижения договоренности по всем существенным условиям, к которым следует отнести, кроме предмета, определение вкладов участников (если речь идет о полном товариществе , учредительные договоры и договоры о создании ООО и АО), другие условия, указанные в ч. 2 ст. 88; ч. 2 ст. 120; ч. 2 ст. 134; ч. 1 ст. 142 ГК. Общие требования к содержанию договора о совместной деятельности содержатся в ч. 2 ст. 1131 ГК.

Вкладами в совместной деятельности может быть различное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (ч. 1 ст. 1133 ГК). Соответственно, взносами составленному имущества полных и коммандитных обществ или уставного капитала ООО и АО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 115 ГК ). Несколько отличается и порядок регулирования размера этих вкладов. При определении размера вкладов участников простого товарищества законодатель устанавливает презумпцию их равенства, если иное не вытекает из договора или фактических обстоятельств, то есть вследствие подтверждения действительных сумм, расходов и т.п.. Такое правило отсутствует для участников хозяйственных обществ, размер вкладов которых определяется в договоре, а в случаях, установленных законом, их денежная оценка подлежит независимой экспертной проверке (абз. 2 ч. 2 ст. 115 ГК).

От вкладов участников зависит их доля в общем имуществе, ведь с заключением договора о совместной деятельности все имущество, переданное участниками, иметь правовой режим общей долевой собственности (ч. 1 ст. 1134 ГК). Это касается и приращений общего имущества в результате его использования для достижения той цели, с которой лица объединились. Однако договором или законом может определяться и другое. Очевидно, это касается перераспределения прав на плоды и доходы, которые могут распределяться иначе, чем пропорционально доле участника (ст. 1139).

Иная ситуация в полных и коммандитных товариществах, участники которых не являются совладельцами, потому собственником имущества общества, в том числе переданного участниками, является само общество. Относительно ООО и АО, то к моменту их государственной регистрации вклады участников является их общей собственностью (например, денежные средства, которые вносятся в учреждение банка для открытия счета). После государственной регистрации этих обществ они переходят в собственность последних.

Форма договора о совместной деятельности - простая письменная (ч. 1 ст. 1131 ГК), так же как и учредительного договора и договора о создании ООО (ч. 1 ст. 120; ч. 1 ст. 134; ч. 1 ст. 142 ГК). Договор о создании АО подлежит нотариальному удостоверению, если общество создается физическими лицами (ч. 2 ст. 153 ГК). Вместе с тем, как правило, подписи лиц на договорах о создании ООО и на учредительном договорам удостоверяются нотариально.

Срок действия договора о совместной деятельности указывается в самом договоре, а при отсутствии такого указания он прекращается с достижением участниками общей цели (например, построение сарая, прокладка дороги и т.п.). Если это договор простого товарищества, то его цель (получение прибыли от предпринимательской деятельности) не является, что достигается единовременно, потому что она постоянно сопровождает совместной деятельности участников, следовательно, вообще не может быть достигнута до определенной даты. Поэтому чаще срок в этих договорах не определяется, они будут считаться заключенным на неопределенный срок.

Срок действия учредительного договора соответствует сроку существования полного или коммандитного общества, учредительным документом является этот договор, а срок действия договора о создании ООО или АО ограничивается моментом государственной регистрации указанных хозяйственных обществ.

Важным для совместной деятельности участников договора является ведение их общих дел, поскольку для третьих лиц, с которыми участники вступают в правоотношения, они должны составлять некое единство. Это имеет значение и в отношениях между участниками. При ведении общих дел каждый участник имеет право действовать от имени всех участников, если иное не установлено договором между ними. Это правило действует в отношении участников всех договоров, направленных на достижение единой цели - и простого-ного общества (ст. 1135 ГК), и учредительного договора (ст. 122 ГК), и договоров о создании ООО и АО, хотя в последнем случае о это прямо в законе не указывается. В договоре может предусматриваться и другое - что все участники ведут дела совместно или поручают это отдельному участнику. В первом случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников, во втором - представитель участников действует на основании доверенности, подписывается всеми участниками. Это касается внешних отношений.

Относительно внутренних отношений, то любые вопросы решаются участниками всех указанных договоров также по взаимному согласию. Вместе с тем закон устанавливает возможность исключений для участников полного товарищества, а потому - и для полных участников коммандитного общества, если это предусмотрено учредительным договором. В таких случаях участники могут решать вопросы управления делами этих обществ с участниками ООО и АО, где не требуется взаимного согласия, а решение принимается в зависимости от размера вкладов (пакетов акций) большинством голосов.

Статья 1137 ГК устанавливает правило о порядке возмещения расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью участников по договоренности между ними, а в случае ее отсутствия - пропорционально стоимости его вклада в общее имущество. Ответственность участников договоров, направленных на достижение единой цели, различается в зависимости от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность. Если да, то ответственность участников будет солидарной, а в противном случае - частичной (ст. 1138 ГК). Солидарная ответственность наступает также в случае возникновения общих обязательств участников вне договора между ними, а также у участников полного общества (ч. 1 ст. 119 ГК) и полных участников коммандитного общества (ч. 1 ст. 133 ГК). Особенность их ответственности заключается в том, что участники учредительных договоров соответствуют субсидиарно по обязательствам общества, ведь оно является юридическим лицом и несет имущественную ответственность. Если имущества общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, к ответственности привлекаются полные участники. Учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации этих юридических лиц (ст. 26 Закона Украины "О хозяйственных обществах"). Это же касается и участников ООО.

Договор о совместной деятельности (простого товарищества) прекращается в случаях, предусмотренных ст. 1141 ГК. Прекращение договора влечет разделе общего имущества между участниками по правилам, предусмотренным в ст. 367 ГК. При этом участник, внесший в качестве вклада в совместную собственность индивидуально-определенную вещь, вправе требовать ее возвращения ему, если она сохранилась в натуре и если это не поразит интересы других участников и кредиторов (абз. З ч. 2 ст. 1141 ГК). Вещи, которые передавались участником только во владение и (или) пользование, возвращаются ему без вознаграждения, если иное не предусмотрено договором простого товарищества (абз. 1 ч. 2 ст. 1141 ГК). Ана-логические правила предусмотрены при прекращении учредительного договора, но, поскольку это влечет за собой ликвидацию полного или коммандитного общества, процедура проведения соответствующих расчетов и раздела имущества регулируется статьями 110 - 112, 132, 139 ГК.