1. Лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного в результате наруше-ния его прав.
2. Моральный вред заключается:
1) в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с увечьем или иным повреждением здоровья;
2) в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением относительно него самого, членов его семьи или близких родственников;
3) в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества;
4) в унижении чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица.
3. Моральный вред возмещается деньгами, другим имуществом или другим способом.
Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей пострадавшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, нанесшего моральный ущерб, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом других обстоятельств , которые имеют существенное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости.
4. Моральный вред возмещается независимо от имущественного вреда, который подлежит возмещению, и не связан с размером этого возмещения.
5. Моральный вред возмещается единовременно, если иное не установлено до-говором или законом.
(С изменениями, от 22.12.2005)
Комментарий:
1. С ч. 1 ст. 23 ГК следует, что право лица на возмещение морального вреда возникает в условиях нарушения права этого лица, наличия такого вреда и причинной связи между нарушением и моральным вредом. Это - общее правило, не может служить препятствием для применения п. 2 ч. 2 ст. 23 ГК, согласно которому моральный вред может заключаться в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи
с противоправным поведением не только в отношении его самого, но и в отношении членов семьи или близких родственников.
2. Действие в. 23 ГК не распространяется на отношения между работником и работодателем о возмещении морального вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Хотя на риск причинения морального вреда Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» [142] не распространяется, эти
отношения урегулированы ст. Двести тридцать седьмой КЗоТ [28].
3. С формулировка п. 4 ч. 2 ст. 23 ГК следует, что унижение чести, достоинства и деловой репутации признается проявлением морального вреда. Поэтому для взыскания морального вреда, состоит в унижении чести, достоинства, а также деловой репутации, не обязательно нужно доказывать наличие душевных страданий. Однако, их доказанности может влиять на размер морального вреда, подлежащего взысканию.
4. В ч. 2 ст. 23 ГК раскрывается характер морального вреда. Моральный вред может заключаться в физической боли, которого причинен физическому лицу - потерпевшему, в душевных страданиях, которые потерпело физическое лицо в связи с противоправным поведением относительно него самого, членов его семьи или близких родственников, в связи с уничтожением или повреждением его имущества, в унижении чести, достоинства, а также деловой репутации физического или юридического лица.
Среди перечисленных проявлений морального вреда в отношении физических лиц есть один обобщающих, охватывающий собой все остальные и исключает любые пробелы, - это вред, который заключается в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением лица, вреда потерпевшему, членам его семьи или близким родственникам. Поскольку основанием возникновения обязанности возместить моральный вред является правонарушение, в том числе так называемое генеральное, (это основание должно быть в любом случае, при ее отсутствии не возникает обязанность возместить моральный вред), то всегда есть и моральные страдания по поводу нарушения прав физического лица.
Ссылка в ст. 23 ГК на названный обобщающий проявление морального вреда устраняет, в частности, противоречия между этой статьей и частью четвертой ст. 32 Конституции [1], которая предусматривает возможность возмещения морального вреда, вызванной в результате сбора, хранения, использования и распространения недостоверной информации о физическом лице и членов его семьи. Эта информация может с учетом личности не унижать честь, достоинство и деловую репутацию, но сбор, хранение, использование и распространение недостоверной информации само по себе является правонарушением. По поводу этого нарушения физическое лицо испытывает моральные страдания, что и дает основания для возмещения морального вреда в соответствии со ст. 32 Конституции и ст. 23 ГК.
5. Если моральный вред заключается в физической боли, душевных страданиях и унижении чести, достоинства и деловой репутации, то глубина физических и душевных страданий потерпевшего логично признается в п. ч. 2 ст. 23 ГК критерием определения размера возмещения морального вреда. Вместе с тем приписывается, что при определении размера возмещения следует учитывать такие факторы, как характер правонарушения, ухудшению или лишению возможности реализации потерпевшим своих способностей, степень вины лица, противоправными действиями которой причинен моральный вред. Последний фактор учитывается только тогда, когда вина является основанием возмещения. Логично было бы учитывать наличие и степень вины и тогда, когда вина имеет место, но моральный вред возмещается в соответствии с законом и при отсутствии вины. Однако ч. ст. 23
ГК такого не предусматривает.
6. При определении размера возмещения морального вреда приписывается учитывать требования разумности и справедливости. Это положение лишь при первом приближении кажется общим и абстрактным. На самом деле оно имеет огромное практическое значение, потому исключает возможность удовлетворения исков о взыскании в порядке возмещения морального вреда денежных сумм, для отношений между сторонами не имеют признаков разумности и справедливости. Согласно этих признаков в порядке возмещения морального вреда может быть взыскан такая сумма, возможно в обращении между сторонами. Иски на суммы, равные миллионам или сотням тысяч гривен, возможны, но при условии, что для этих отношений они являются разумными и справедливыми.
7. Обычно моральный вред возмещается деньгами. Но в. 23 ГК допускает его возмещение и другим имуществом.
8. Одними и теми же противоправными действиями лицу может быть вызвана и имущественная, и моральный вред. При таких условиях моральный вред возмещается независимо от от-возмещения ущерба и размера возмещения имущественного вреда. Это правило ст. 23 ГК соглашается с частью четвертой ст. 32 Конституции.
9. По общему правилу, имущественный вред возмещается единовременно. Но вы-ключаеться возможность установления законом и других правил по этому поводу.