В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Сделка, ограничивающая возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, является ничтожным.

2. Правовой акт Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц не может ограничивать возможность физического лица иметь не запрещенные

законом гражданские права и обязанности, кроме случаев, когда такое ограничение пред-видано Конституцией Украины.



Комментарий:

1. Совершение сделки, ограничивающая возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, не допускается. Такая сделка является ничтожной (ч. 2 ст. 216 ГК), т.е. таким, который непосредственно законом признается недействительным.

2. Возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности не может ограничиваться любыми подзаконными актами. Такие ограничения могут устанавливаться подзаконными актами только в случаях, когда Конституция Украины допускает установление ограничений гражданских прав и обязанностей. Конституция устанавливает многочисленные положения, допускающие возможность ограничения конституционных прав, но каждый раз при этом отмечается на то, что такие ограничения могут устанавливаться только законом. Только в. 64 Конституции Украины [1], допуская установление ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях военного и чрезвычайного положения, не указывает, что такие ограничения устанавливаются только законом. Поэтому в этих случаях ограничения возможности иметь гражданские права и обязанности могут устанавливаться и подзаконными актами.

3. Часть 2 ст. 27 ГК дает повод для постановки вопроса, что общее значение для понимания соотношения общих и специальных положений законов. С ч. 2 ст. 27 ГК следует, что только Конституцией могут определяться случаи, когда допускается установление ограничений возможности физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, в том числе и случаи, когда такие ограничения могут устанавливаться подзаконными актами. Но здесь не повторяется положения Конституции, а устанавливается новая правовая норма. Если же это - норма закона, то специальной нормой закона могут устанавливаться иные правила. Система законодательства Украины и практика его применения не дают оснований для вывода о том, что законом может ограничиваться право Верховной Рады отступать от положений ранее принятых законов. Такие ограничения могут устанавливаться только Конституцией. Итак, по ч. 2 ст. 27 ГК следует признать, что она не исключает предоставление специальным законом полномочия на установление подзаконными актами ограничений возможности граждан иметь гражданские права и обязанности.