1. Сделка, ограничивающая возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, является ничтожным.
2. Правовой акт Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц не может ограничивать возможность физического лица иметь не запрещенные
законом гражданские права и обязанности, кроме случаев, когда такое ограничение пред-видано Конституцией Украины.
Комментарий:
1. Совершение сделки, ограничивающая возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, не допускается. Такая сделка является ничтожной (ч. 2 ст. 216 ГК), т.е. таким, который непосредственно законом признается недействительным.
2. Возможность физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности не может ограничиваться любыми подзаконными актами. Такие ограничения могут устанавливаться подзаконными актами только в случаях, когда Конституция Украины допускает установление ограничений гражданских прав и обязанностей. Конституция устанавливает многочисленные положения, допускающие возможность ограничения конституционных прав, но каждый раз при этом отмечается на то, что такие ограничения могут устанавливаться только законом. Только в. 64 Конституции Украины [1], допуская установление ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях военного и чрезвычайного положения, не указывает, что такие ограничения устанавливаются только законом. Поэтому в этих случаях ограничения возможности иметь гражданские права и обязанности могут устанавливаться и подзаконными актами.
3. Часть 2 ст. 27 ГК дает повод для постановки вопроса, что общее значение для понимания соотношения общих и специальных положений законов. С ч. 2 ст. 27 ГК следует, что только Конституцией могут определяться случаи, когда допускается установление ограничений возможности физического лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности, в том числе и случаи, когда такие ограничения могут устанавливаться подзаконными актами. Но здесь не повторяется положения Конституции, а устанавливается новая правовая норма. Если же это - норма закона, то специальной нормой закона могут устанавливаться иные правила. Система законодательства Украины и практика его применения не дают оснований для вывода о том, что законом может ограничиваться право Верховной Рады отступать от положений ранее принятых законов. Такие ограничения могут устанавливаться только Конституцией. Итак, по ч. 2 ст. 27 ГК следует признать, что она не исключает предоставление специальным законом полномочия на установление подзаконными актами ограничений возможности граждан иметь гражданские права и обязанности.