В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Несовершеннолетний лично несет ответственность за нарушение договора, заключенного им самостоятельно в соответствии с законом.

2. Несовершеннолетний лично несет ответственность за нарушение договора, заключенного с согласия родителей (усыновителей), попечителя. Если в неповнолит-ней лица недостаточно имущества для возмещения убытков, дополнительную ответственность

несут его родители (усыновители) или опекун.

3. Несовершеннолетний несет ответственность за вред, причиненный им другому лицу, согласно статье 1179 этого Кодекса.



Комментарий:

1. Статья 33 ГК распространяется на лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в соответствии с ч. 1 ст. 32 ГК обозначаются как несовершеннолетние.

2. Если несовершеннолетний самостоятельно заключила договор в рамках своей неполной дееспособности, определена ч. 1 ст. 32 ГК, она лично отвечает за неисполнение этого договора.

3. Хотя в ст. 33 ГК говорится о гражданской ответственности несовершеннолетних (в этой статье согласно терминологии ст. 32 ГК надо отметить, что она регулирует гражданскую ответственность лиц с неполной дееспособностью), в силу специальных правил ст. 34, 35 ГК лица, не достигшие восемнадцати лет и получили полную гражданскую дееспособность, лично отвечают в случае невыполнения договоров и ущерба.

4. При толковании положения второго предложения ч. 2 ст. 33 ГК следует учитывать контекст. Это дает возможность для вывода о том, что родители несут субсидиарную ответственность только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 33 ГК, если они в соответствии с требованиями закона дали согласие на совершение сделки несовершеннолетним лицом, и не несут такую ответствен-ность в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 33 ГК. Из контекста ч. 2 ст. 33 ГК также следует, что в дополнительной ответственностью здесь следует понимать только ответственность в виде возмещения убытков, причиненных нарушением договора. Поэтому другой ответ-ственность за нарушение договора родители не несут. Это касается неустойки, ответственности, предусмотренной ст. 625 ГК. Поскольку в ч. 2 ст. 33 ГК говорится о возмещении убытков, а не об ответственности вообще, с этого законодательного положения нельзя делать вы-сновок от следующего правового явления (ответственности) к предыдущему (обязанностей, нарушение которых является основанием ответственности). Итак, ч. 2 ст. 33 ГК не может быть основанием для предъявления к родителям требования об исполнении в натуре обязательства, возникшего на основании договора, заключенного несовершеннолетним с согласия родителей (в том числе и о принуждении к исполнению в натуре денежного обязательства) .

5. Условием субсидиарной ответственности родителей (усыновителей), попечителя является недостаточность имущества несовершеннолетнего. Слова «недостаточность имущества» следует толковать так же, как понимаются слова «недостаточность имущества» в ст. 67 Закона «Об исполнительном производстве» [129]. Заработок, пенсия, стипендия, другие доходы в этой статье понимаются как такие, которые не учитываются при определении наличия такого условия, как недостаточность имущества. Следовательно, наличие у несовершеннолетнего права на заработок, пенсию, стипендию, другие периодические доходы не препятствует субсидиарной ответственности родителей (усыновителей), попечителя за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением несовершеннолетним лицом обязательства, основанного на договоре, заключенном этой лицом с согласия родителей (усыновителей), попечителя.