1. Несоблюдение сторонами письменной формы сделки, установленной законом, не влечет его недействительность, кроме случаев, установленных законом.
Отрицание одной из сторон факта совершения сделки или оспаривание отдельных ее частей может приходиться письменными доказательствами, средствами аудио-, видеозаписи и другими доказательствами. Решение суда не может основываться на показаниях свидетелей.
2. Если сделка, для которой законом установлена его недействительность в случае недо-держание требования относительно письменной формы, заключена устно и одна из сторон совершила действие, а вторая сторона подтвердила его совершение, в частности путем принятия выполнения,
такая сделка в случае спора может быть признана судом действительной.
Комментарий:
1. Часть 1 ст. 218 ГК определяет общее правило о том, что несоблюдение требования закона о письменной форме сделки не влечет его недействительности. Такие последствия наступают только в отдельных случаях, предусмотренных законом. Общим же результатом несоблюдения требования закона о письменной форме сделки является ограничение видов доказательств, допускается приводить с целью отрицания одной из сторон факта совершения сделки или оспаривание отдельных ее частей. Сначала в абзаце втором ч. 1 ст. 218 ГК формулируется правило, не ограничивает видов доказательств, которые могут предоставляться с целью отрицание факта совершения сделки или отдельных его частей (при наведении перечень видов доказательств, с помощью которых возможно оспаривание сделки или отдельных его частей, указывается на возможность предоставления других доказательств).
Здесь же устанавливается правило о том, что решение суда не может основываться на показаниях свидетелей, исключает ссылки сторон в споре о признании недействительной сделки или отдельных его частей и такие показания.
2. Недействительность сделки в связи с нарушением требования закона о его письменной форме должна устанавливаться законом прямо. Если же закон категорически приписывает совершать сделку в письменной форме, но не устанавливает правила о недействительности сделки, совершенной с нарушением этого требования, ч. 1 ст. 218 применяться не может. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 368 ГК имущество, приобретенное в результате совместного труда членов семьи, является их общей совместной собственностью, если иное не установлено договором, заключенным в письменной форме. Если договор об уступке от правила о возникновении права общей совместной собственности членов семьи на имущество, приобретенное в результате совместной их работы, заключен в устной форме, это не влечет недействительности такого договора, а предполагает лишь применения абзаца второго ч. 1 ст. 218 ГК.
3. Недействительность (ничтожность) сделки, совершенной с нарушением требования закона об обязательности его осуществления в письменной форме, предусмотрена ч. 2 ст. 547 ГК (по сделкам, которые устанавливают обеспечения исполнения обязательства), ч. З ст. 719 ГК (по договорам дарения имущественного права и договоров дарения с обязанностью передать подарок в будущем), ч. 2 ст. 981 ГК (по договорам страхования), ч. 2 ст. 1055 (по кредитным договорам), ч. 2 ст. 1059 ГК (по договорам банковского вклада), ч. 2 ст. 1107 ГК (по договорам о распоряжении имущественными правами интеллектуальной собственности), ч. 1 ст. 1118 ГК (по договорам коммерческой концессии).
4. Абзац второй ч. 1 ст. 218 ГК вызывает интерес, что допускает возможность отрицание факта совершения сделки, то есть предъявление иска о признании сделки несовершенного. Оспаривание отдельных частей сделки, о котором говорится в этом же абзаце, также заключается в предъявлении в суд требования признать, что соответствующая часть сделки не соглашалась (в этой части сделка не совершалось).
5. Возможность возражения одной стороной сделки, совершенной с нарушением требования закона о его письменной форме, или оспаривания совершения сделки в определенной части не исключает предъявления другой стороной этого же сделки противоположного требования - о признании сделки совершенным или признании совершенной определенной части сделки (о признании согласованными определенных условиях сделки). Такое требование может быть предъявлено отдельно или как встречный иск. Эти два противоположных требования взаимосвязаны. В деле об отрицании одной из сторон факта совершения сделки или об оспаривании отдельных его частей рассматриваются (даже при отсутствии встречного иска) доводы другой стороны о том, что сделка является совершенной. При таких условиях и исходя из принципа равенства участников процесса, закрепленного в ст. 42 ГПК [31], в. 6 ГПК [44]), на показаниях свидетелей не может основываться решение суда по иску не только об отрицании факта совершения сделки или об оспаривании отдельных его частей, но и о признании сделки совершенным.
6. Действие ч. 2 ст. 218 ГК должен распространяться только на те сделки, которые должны совершаться в письменной форме и в отношении которых следствием несоблюдения письменной формы их недействительность. Такая сделка по иску стороны может быть признана судом действительной, если одна из сторон совершила действие, подтверждающего совершение сделки (обычно - действия на выполнение сделки), а вторая подтвердила правомерность его совершения, в частности, приняла выполнения. В ч. 2 ст. 218 ГК не содержится правила о недопустимости доказательства факта заключения договора в устной форме показаниями свидетелей. Поэтому такой способ доказывания в этом случае допустимо. Применять прямо или по аналогии ч. 1 ст. 218 ГК к искам о признании действительности сделок, указанных в ч. 2 ст. 218 ГК, каких-либо оснований нет.