В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Каждый имеет право на уважение его достоинства и чести.

2. Достоинство и честь физического лица являются неприкосновенными.

3. Физическое лицо имеет право обратиться в суд с иском о защите его чести и достоинства.



Комментарий:

1. После принятия Конституции [1] судебная практика по делам о защите чести и достоинства стала крайне осторожной относительно прав и интересов истцов по таким делам. Имели место такие случаи, когда суды, руководствуясь положением части первой ст. С Конституции, признает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство высшей социальной ценностных + й, вообще не допускали возможности исследования обстоятельств, характеризующих личность, и выявление тех чести и достоинства, на которые физическое лицо вправе претендовать. Считалось при этом, что любая негативная информация при условии, что она является ложной, унижает честь и достоинство, объективно присущие физическому лицу. Разъяснение Пленума Верховного Суда Украины, обязывающий суды устанавливать, порочащие распространены сведения честь и достоинство личности (п. Постановления «О применении судами законодательства, регулирующего защиту чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций» [384] ), не внесло достаточной ясности, поскольку оно не дало ответа на вопрос о том, принадлежит суду выяснить по конкретному истца ту честь и достоинство, на которые он вправе претендовать, или честь и достоинство следует понимать как объективно и в равной мере присущи каждому .

Покажем это на конкретном примере. На высокие должности всегда было много пре-тендентив. С. стал распространять слухи о своем следующем назначения на высокую должность. Возможно, для этого были основания, но назначения не произошло: на посту остался Л. При таких условиях Л. в очередном интервью обратил внимание на нетерпение некоторых претендентов сами распространяют слухи о своем назначении на должность, а один из претендентов - С, имя которого назвал Л., даже звонил министрам и сообщал о своем назначении. О сказанное Л. было напечатано в прессе. С. обратился с иском к Л. о защите чести и достоинства. В процессе было установлено, что истец распространял слухи о своем назначении на высокую должность как о таком, что произошло или должно произойти. Но лица, которым истец передавал эту информацию не были не только министрами, но и государственными служащими вообще. При таких условиях истец считал, что его честь и достоинство порочит распространение информации о том, что он сообщал о своем назначении министрам. Ответчик утверждал, что любой разницы, влияла бы на честь и достоинство истца, между ложным сообщением о том, что истец говорил о его назначении на высокую должность министрам, и правдивым сообщением о том, что истец говорил об этом другим лицам, нет . Суд вынес решение в пользу истца, обязал ответчика опровергнуть распространенную неправдивую информацию и возместить моральный ущерб. При этом суд исходил из того, что любая ложная негативная информация порочит честь и достоинство, хотя бы и были представлены доказательства того, что сам истец опорочил их своим поведением в той же мере, в какой это сделал ответчик. Позиция суда не было законных оснований: часто ложные сведения должны оцениваться только по сравнению с реальными честью и достоинством истца. На основании такого сравнения должен делаться вывод о том, порочит распространена информация честь и достоинство личности.

2. Указание о неприкосновенности чести и достоинства в ч. 1 ст. 297 ГК не следует понимать так, что по делам о защите чести и достоинства вообще нельзя говорить о чести и достоинство истца. «Неприкосновенный» толкуется как охраняемой законом от посягательств со стороны кого-либо, как такой, который нельзя портить, снижать, поносить через значимость, важность и т.п. (Новый толковый словарь украинского языка в четырех томах. - М.: Аконит. - Т. 2. - С. 839). «Посягать» - значит пытаться захватить, присвоить что-нибудь, посягать, пытаться нанести какой-то вред кому-либо (указанное издание. - Т. 3. - С. 628). Таким образом, неприкосновенность чести и достоинства не означает запрета говорить о чести и достоинстве, на которые вправе претендовать конкретное лицо, не исключает необходимости установления в судебном процессе об их защите того, каковы истинные честь и достоинство истца.

3. Однако было бы неправильным утверждать, что при фактическом поведения физического лица, получившего негативную общественную оценку, последняя вообще лишается права на защиту чести и достоинства. Так, если приговором суда, вступившим в законную силу, установлено, что физическое лицо совершило преступление, умышленно нанесла другому лицу тяжкое телесное повреждение, то сообщение о том, что она вызвала умышленное средней тяжести телесное повреждение, не будет соответствовать действительности, но такое сообщение на фоне совершенного никак нельзя квалифицировать как такое, порочащей честь и достоинство правонарушителя. Но распространение сведений о том, что правонарушитель не только причинил телесные повреждения, но и совершил кражу, будет давать основания для защиты чести и достоинства, если он не совершал кражу. Как говорил когда-то (на русском языке) Дмитрий Карамазов: «я - подлец, но не вор».

4. Честь толкуется как хорошая, незапятнанная репутация, авторитет человека, его честное имя (Новый толковый словарь украинского языка в четырех томах. - Т. 4. - С. 819). Это толкование согласуется с определениями чести, приводимые в других изданиях, и признают содержание чести лица таким, которое не зависит от оценки, которую лицо справляется. Достоинство также определяется как совокупность черт, характеризующих положительные нравственные качества, честь, достоинство, уважение (там же, т. 1. - С. 594). Здесь же отмечается, что понятием достоинства охватывается осознание человеком своей общественной веса, общественного долга, самоуважение, собственное «Я». Психологически закономерно завышенная самооценка человеком своих качеств, завышена самоуважение. Но закон запрещает посягать не только в честь, что преимущественно объективное содержание, но и на достоинство, что в значительной степени носит субъективный смысл. При таких условиях правила о неприкосновенности чести и достоинства следует толковать с учетом следующего: 1) поскольку ст. 301 ГК запрещает разглашение обстоятельств личной жизни, нарушением права человека на уважение его чести и достоинства, посягательством на честь и достоинство будет распространение любой, в том числе и правдивой, информации, которая унижает честь и достоинство личности, хотя бы унижение имело место исключительно вследствие непомерно завышенной самооценки лицом своих качеств, 2) поскольку распространяется правдивая информация о деятельности лица и результаты такой деятельности, имеющих общественное значение, оснований для защиты достоинства не за отсутствие посягательства, хотя бы с учетом завышенной самооценки имело место унижение достоинства, если распространение такой информации отвечает толкованию ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7], которое дает Европейский Суд.

5. При толковании ст. 297 ГК целесообразно было бы принимать во внимание то, в каких конкретных положениях раскрывается в ст. 28 Конституции [1] право лица на уважение его достоинства. Запрещается подвергать пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению или наказанию. Да, это право включает в себя недопустимость не только указанных, но и других действий. Но ни в. 28 Конституции, ни в. 297 ГК не дают оснований утверждать, что право лица на уважение достоинства означает запрет любого нарушения состояния социально-психологического комфорта путем распространения правдивых сведений о деятельности лица и результаты ее деятельности, выходящих за пределы его личной жизни и имеют публичное значение.