1. Если имущество по возмездному договору приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя лишь в случае, если имущество:1) было утеряно собственником или лицом, которому он передал имущество во владение;
2) было похищено у собственника или лица, которому он передал имущество во владение;
3) выбыло из владения собственника или лица, которому он передал имущество во владение, не по их воле другим путем.
2. Имущество не может быть истребовано от добросовестного приобретателя, если оно было продано в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
3. Если имущество было приобретено безвозмездно у лица, которое не имело права его от-чужуваты, собственник вправе истребовать его у добросовестного приобретателя во всех случаях.
Комментарий:
1. Возможность истребования имущества из чужого незаконного владения законодатель ставит в зависимость прежде всего от того, является владелец имущества добросовестным ли добросовестным его приобретателем. Статья 400 ГК дает основание для вывода о том, что закон допускает неограниченное виндикацию имущества у недобросовестного приобретателя. Исходя из ст. 388 ГК, недобросовестным есть такой приобретатель, который знал или должен был знать, что отчуждатель, у которого он получил имущество, не имеет права его отчуждать. При этом к случаям продажи вещи в порядке, установленном для исполнения судебных решений, некорректно было бы ставить вопрос о недобросовестности покупателя.
2. Истребование имущества от добросовестного приобретателя (лица, которое не знало и не должно было знать о том, что лицо, у которого вещь приобретена, не имеет права ее отчуждать) возможно во всех случаях, когда имущество приобретено безвозмездно у лица, которое не имело права отчуждать вещь.
3. Если же добросовестный приобретатель приобрел вещь за плату, собственник вправе истребовать такое дело только в случаях, если она выбыла из владения помимо его (или лица, которому вещь была передана собственником) волей, в частности была утеряна собственником или иным лицом, которому вещь была передана владельцем , или была похищена у собственника или такого лица. Возможны и другие случаи, когда имущество выбыло из владения собственника или лица, которому он передал имущество во владение, не по их воле другим путем. При толковании этого положения п. ч. 1 ст. 388 ГК следует обратить внимание на то, что речь идет о выбытии имущества из владения не по воле указанных лиц. Выбытие имущества из владения собственника или лица, которому владелец передал имущество во владение, не по их воле может иметь место, когда совершается сделка. К выбытия имущества из владения собственника или лица, которому владелец передал имущество во владение, не по их вине принадлежит передачи его на выполнение таких сделок: 1) сделок, осуществляемых физическими лицами за пределами их дееспособности (ст. 221 - 223, 226 ГК) , поскольку волеизъявление физических лиц за пределами их дееспособности таковым не признается вообще, 2) сделки, совершенные без разрешения органа опеки и попечительства (ст. 224 ГК), поскольку разрешение (воля) органа такого органа считается частью воли стороны сделки, 3) сделок, совершенных под влиянием заблуждения (ст. 229 ГК), обмана (ст. 230 ГК), насилия (ст. 231 ГК), 4) сделок, совершенных в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (ст. 232 ГК); 5) сделок, совершенных от имени юридического лица лицом, не имела полномочия действовать от имени юридического лица.
4. Отсутствует признак выбытия имущества из владения собственника или лица, которому владелец передал имущество во владение не по их вине, в следующих случаях: 1) когда содержание сделки противоречит Гражданскому кодексу, другим актам гражданского законодательства, а также моральным принципам общества (ч. 1 ст. 203 ГК), 2) нарушение формы сделки, даже если это влечет за собой недействительность сделки (ч. 4 ст. 203 ГК), 3) совершения сделки родителями, усыновителями вопреки интересам их малолетних, несовершеннолетних или нетрудоспособных детей (ч. 6 ст. 203 ГК), 4) совершения сделки, которая нарушает публичный порядок (ст. 228 ГК). Но и в этих случаях собственник, заявил требование об истребовании имущества из чужого незаконного владения, вправе доказывать, что приобретатель имущества не является добросовестным, поскольку он мог знать о том, что лицо, которое заключает договор об отчуждении имущества, не вправе его отчуждать.
5. У лица, которое приобрело вещь в связи с ее продажей в порядке, установленном для исполнения судебных решений, истребование вещи не допускается, хотя бы она и выбыла из владения собственника помимо его воли. Во судебными решениями в ч. 2 ст. 388 ГК пони-миються не только решение, как они понимаются в ст. 214 - 219 ГПК [44], в. 82 - 84 ГПК [33], но и постановления, приговоры. Такое понимание понятия судебного решения вытекает из многих статей Гражданского кодекса. Что касается сферы действия Закона «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений» [207] абзацем десятым в. 2 этого Закона решения суда определяется как решение, постановление, определение суда, хозяйственного суда,
третейского суда, иностранного суда, арбитража. Постановка вопроса о добросовестности приобретателя, который приобрел имущество в порядке, установленном для исполнения судебных решений и является некорректной. Истребование такого имущества возможно только после признания недействительной сделки по отчуждению имущества в порядке исполнения судебного решения.