В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Должник обязан выполнить свой долг, а кредитор - принять вы-полнения лично, если иное не установлено договором или законом, не вытекает из существа обязательства или обычаев делового оборота.

2. Каждая из сторон в обязательстве имеет право требовать доказательств того, что обязанность выполняется надлежащим должником или выполнение принимается надлежащим кредито-ром или уполномоченным на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого

требования.



Комментарий:

1. Часть 1 ст. 527 ГК определяет наиболее общее правило, согласно которому должник обязан лично выполнить обязательства, а другая сторона должна лично принять исполнение. Но другой может быть установлено не только законом, но и договором. Иное может вытекать также из существа обязательства и обычаев делового оборота. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч. 1 ст. 527 ГК осуществляется попытка предоставить обычаям делового оборота более широкого значения, чем это предусмотрено ст. 7 ГК. Часть 2 ст. 7 ГК не допускает применение обычая, который противоречит договору или закону. Часть 1 ст. 527 ГК допускает, что сформулированное в ней правило действует только при условии, что оно не противоречит обычаям делового оборота. Правда, следует признать, что ч. 1 ст. 527 ГК не имеет реального регулятивного значения. Это обусловлено тем, что альтернативой личному исполнению обязательства является выполнение обязанностей должника другим лицом. А этого установлены специальные правила в ст. 528 ГК, которая не допускает установление иного обычаями делового оборота. Утверждение о том, что ст. 528 ГК касается только должника, то есть имеет более узкую сферу действия, чем в. 527 ГК, не учитывает того обстоятельства, что принятие исполнения также является обязанностью должника. Употребление в ч. 1 ст. 527 ГК термина «кредитор» в отношении субъекта, обязанного лично принять исполнение, сугубо условным и связано с недостаточным пониманием категорий обязательства должника, кредитора. Во кредитором здесь понимается сторона обязательства, несет обязанность принять исполнение, предложенное должником, и отвечает за надлежащее принятие выполнения. Кредитор, в строгом смысле этого слова, обязанностей иметь не может.

2. Признав действия во исполнение договоров договорам (ч. .3 ст. 206 ГК) и не включив в новый Гражданский кодекс положение о возможности признания полномочия на представительство за лицом с учетом обстоятельств, при которых она действует (такое положение содержалось в части второй ст. 62 ГК 1963 p.), законодатель создал очень сложную ситуацию. Решаться она будет так, как раньше она решалась на основании ст. 62 ГК 1963 p., Поскольку нельзя признать противоречащими закону, миллионы договоров, повседневно укладываются в сфере розничной торговли, общественного питания, миллионы действий во исполнение договоров. А на правосознание это влияет, потому вопреки Гражданскому кодексу ежедневно будут действовать миллионы людей. С учетом этого практика и дальше будет признавать, что продавец (работник магазина) имеет право выполнять обязательства по передаче товаров, а кассир и контролер банка вправе принять исполнение денежного обязательства в сумме несколько миллионов гривен. Итак, обычно нет никакой необходимости требовать, чтобы действия на выполнение обязательства юридического лица выполняли ее органы. Однако не исключается ссылки сторон в обоснование своей позиции в суде необходимость последовательного соблюдения положений ч. 2 ст. 527 ГК. Так, в ответ на требование об уплате штрафа в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (ч. 2 ст. 231 ГК [42]), будут предъявляться иски о признании недействительными сделок во исполнение договоров со ссылкой на то, что исполнение было принято от лица (водителя-экспедитора), не имела права совершать сделки от имени поставщика. Суда нелегко будет опровергнуть эти доводы стороны спора.

Мысль о том, что ч. 2 ст. 527 ГК предстоит скорректировать с помощью принципов добросовестности, справедливости и разумности (ст. С, 509 ГК), не лишена смысла. Авторы этой книги рекомендуют прибегать к корректировке конкретных положений закона принципами добросовестности, справедливости и разумности только в крайних случаях. Очевидно, случай, рассматриваемый является.

Вместе с тем реальные действия сторон обязательств должны быть приближены к закону путем выдачи сторонами договоров доверенностей лицам, осуществляющим выполнение обязательств и принятия их выполнения. Частично эти вопросы решаются Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей [321], которая, в частности, предусматривает, что при централизованно-кольцевых перевозках ценностей товары передаются на складе получателя материально ответственным лицам, удостоверяющих свою подпись в подтверждение получения товаров печатью (штампом), об образце которой получатель сообщил поставщика (п. 12 упомянутой Инструкции).

Хранят силу Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине [325], которые устанавливают порядок принятия грузов к перевозке, оформление документов на перевозку и сдачи грузов получателям, хотя они и не полностью соответствуют требованиям ч. 2 ст. 527 ГК. Это же касается и Правил приема грузов к перевозке, Правил выдачи грузов и Правил оформления перевозочных документов, действующих на железнодорожном транспорте [340]. Эти правила достаточно последовательны по грузоотправителей и грузополучателей в том, касающиеся оформления полномочий их представителей, предъявляют грузы для перевозки и принимают грузы от перевозчика. Что касается полномочий работников железной дороги на осуществление действий от имени железной дороги, то указанные Правила исходят из того, что полномочия работников железной вытекающие из обстоятельств, в которых действуют представители.