В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

1. Обязательство прекращается невозможностью его выполнения в связи с об-виной, за которое ни одна из сторон не отвечает.



Комментарий:

1. Эта статья, как и другие правила, касающиеся невозможности исполнения, не может распространяться на невозможность выполнения, которая существует в момент заключения договора, поскольку в таком случае подлежат применению правила о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 229 ГК), или другие специальные правила о недействительности сделок. Impossibilum nulla obligatio est - обязательство, предмет которого

невозможен, ничтожно. Заметим, что в соответствии со ст. 229 ГК такая сделка не является ничтожным, а имеет лишь признак оспорюваности.

2. Поскольку ст. 607 ГК регулирует отношения между кредитором и должником, невозможность выполнения как основание прекращения обязательства означает отсутствие у данного конкретного должника (потерю должником) возможности выполнить обязательства.

3. Статья 607 ГК применяется только в случаях, когда в соответствии с действующим гражданским законодательством за невозможность выполнения, наступившей не соответствует ни одна из сторон. Невозможность исполнения может быть вызвана гибелью имущества, являющегося предметом обязательства вследствие действия непреодолимой силы (в частности, гибелью недвижимого имущества, урожая сельскохозяйственных культур и т.п.), препятствиями для выполнения обязательства, возникшие в результате действия непреодолимой силы, и другими обстоятельствами, при которых при обнаружении должной заботливости должник не в состоянии выполнить обязательства (в связи с действием непреодолимой силы, простого случая или действиями или бездействием другой стороны обязательственных правоотношений). Именно такая невозможность выполнения подразумевается в тех положениях Гражданского кодекса, где используется понятие невозможности исполнения.

4. Иногда специальными правилами предусматривается прекращение обязательств вследствие невозможности выполнения независимо от вины одной из сторон в наступлении обстоятельств, обусловивших невозможность исполнения. Так, пп. 1 и 6 ч. 1 ст. 1044 ГК предусматривают прекращение обязательства (буквально тут говорится о прекращении договора, но в контексте это означает прекращение обязательств обеих сторон) в связи с гибелью

имущества, переданного в управление, невозможности управляющего осуществлять управление имуществом независимо от наличия вины одной из сторон обязательства. Гибель объекта аренды также влечет прекращение обязательства (договора) аренды (ч. 2 ст. 26 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества»). В случае утраты (гибели) предмета залога при соответствующих условиях прекращается залог (ч. 1 ст. 593 ГК, ст. 28 Закона

«О залоге» [50]).

5. Случаи прекращения обязательства в связи с невозможностью исполнения, которые не подпадают под действие ст. 607 ГК, предусмотренные ст. 158 КТМ [23]. В силу этой статьи договор морской перевозки груза прекращается без заявления одной из сторон о прекращении договора и без обязанности возмещения убытков, причиненных прекращением обязательства, если после заключения договора и до отхода судна из места погрузки вследствие обстоятельств, не зависящих от сторон, наступят такие последствия: 1) судно погибнет или будет захвачен силой 2) судно будет признано непригодным к плаванию; 3) погибнет груз представляет собой индивидуально определенную вещь 4) погибнет груз представляет собой вещи, определенные родовыми признаками, после сдачи его для погрузки, а отправитель не успеет сдать другой груз вместо погибшего. Из перечисленных оснований договор морской перевозки прекращается и во время рейса. В последнем случае при расчетах в связи с прекращением обязательства перевозки применяется следующее правило: перевозчику принадлежит фрахт пропорционально фактической дальности перевозки исходя из количества спасенного и сданного перевозчиком груза. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что специальные правила ст. 158 КТМ не ставят прекращение обязательств при обстоятельствах, указанных в этой статье, в зависимости от наличия или отсутствия вины перевозчика, грузоотправителя или третьих лиц.

6. Что касается объявления должника банкротом, то оно не может быть подведено под определение понятия невозможности исполнения, как она понимается в ст. 607 ГК, поскольку в этом установлены специальные правила (ст. 23 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» [108]).

7. Прекращение обязательства невозможностью исполнения по-разному влияет на встречное обязательство, основанное на том же договоре, и обязательства, прекращено невозможностью исполнения, в зависимости от выполнения или невыполнения встречного обязательства. Если встречное обязательство не выполнено ни полностью, ни частично, оно теряет основание в связи с прекращением невозможностью выполнения связанного

с ним обязательства. Если встречное обязательство выполнено полностью, такое исполнение теряет основание в силу прекращения невозможностью выполнения связанного с ним обязательства. Это ведет к возникновению обязательства по поводу безосновательного приобретения имущества (ст. 1212 ГК). Такие же последствия наступают в случае частичного исполнения встречного обязательства.

8. В случаях, когда невозможность исполнения наступила вследствие виновных действий или бездействия стороны обязательства, соответствующая сторона несет ответственность согласно общим правилам. В этом случае прекращение обязательства прямо законом не предусмотрено, но такие последствия из соответствующих специальных законов. Так, согласно ч. 2 ст. 35 Закона «О телекоммуникациях» [166] в случае аннулирования или признания недействительной лицензии, изъятия номерного и / или радиочастотного ресурса вследствие нарушения оператором, провайдером телекоммуникаций законодательства, такой оператор (провайдер) обязан возместить абоненту затраты, связанные с при- щения предоставления телекоммуникационных услуг. Здесь законодатель прямо признает, что в таких случаях услуги прекращается. Значит, прекращается и обязательства по их предоставлению.