1. В случае нарушения обязательства одной стороной вторая сторона имеет право частично или в полном объеме отказаться от обязательства, если это установлено договором или законом.2. Односторонний отказ от обязательства не освобождает виновную сторону от ответ-ственности за нарушение обязательства.
3. Вследствие одностороннего отказа от обязательства частично или в полном объеме соответственно изменяются условия обязательства или оно прекращается.
Комментарий:
1. Статья 615 ГК более подробно раскрывает общее положение п. 1 ст. 611 ГК, в соответствии с которым в случае нарушения обязательства оно может быть прекращено вследствие одностороннего отказа, если это установлено договором или законом. Центральной проблемой при толковании п. 1 ст. 611 ист. 615 ГК является проблема определения понятия обязательства. В комментарии к ст. 509 и 510 ГК говорилось об отсутствии в Гражданском кодексе, других актах гражданского законодательства и правоприменительной практике понимание категории обязательства.
При таких условиях преимущество при применении норм Гражданского кодекса и других актов гражданского законодательства следует предоставить специальном по этому поводу правилу, которым является определение обязательства, приводится в ст. 509 ГК. Учитывая это, хотя в п. 1 ст. 611 и ст. 615 ГК законодатель избегает использования категорий «кредитор» и «должник», эти статьи следует толковать так, что они имеют в виду нарушения должником обязательства как связи между правами кредитора и обязанностями должника и предоставляют кредитору право отказаться от этого обязательства Вязание, вследствие чего прекращается это обязательство. Судьба встречного обязательства при этом ст. 615 ГК не решается.
2. Часть 1 ст. 611 и ст. 615 ГК едины в том, что расширяют сравнению с Гражданским кодексом 1963 способы установления права на односторонний отказ от обязательства: основания для этого теперь могут устанавливаться не только законом, но и договором. Это соответствует общей тенденции к повышению роли гражданско-правового договора, которая нашла отражение в Гражданском кодексе 2003 Согласно п. 1 ст. 611 ГК кредитору предоставляется право на односторонний отказ от обязательства. Повторяя это правило, ч. 1 ст. 615 ГК предусматривает возможность отказа от обязательства частично или в полном объеме.
3. Отказ от договора заключается в осуществлении кредитором односторонних действий в установленном законом порядке, которые влекут за собой прекращение обязательства. В случаях реализации права на односторонний отказ от обязательства действиями кредитора прекращаются не все обязательственные правоотношения, возникшие на основании договора на другом основании, а прекращается только обязательство, содержание которого составляют права кредитора, который отказывается от обязательства , и обязанности должника. В результате этого другая часть обязательственных правоотношений (встречное обязательство) теряет основание, а потому также прекращается. Если в этой части уже произведено исполнение, оно теряет основание, влекущим возникновение обязательства в связи с приобретением имущества без достаточного правового основания.
4. При применении ч. 1 ст. 615 ГК следует учитывать, что в этом законодательном положении не формулируется норма прямого действия. Поэтому отказ от обязательства (частичная или в полном объеме) возможна только в случаях, если это установлено договором или законом.
5. Хозяйственный кодекс определяет специальные правила, которые применяются к гос-нию обязательств. В ст. 236 ГК изложены развернутые правовые положения, касающиеся односторонних действий стороны обязательства, которые она может осуществить в ответ на нарушение хозяйственного обязательства другой стороной. Такие действия называются оперативно-хозяйственными санкциями и определяются как «меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждения повторения нарушений обязательства, используемых самими сторонами обязательства в одностороннем порядке».
6. Часть 3 ст. 235 ГК определяет, что оперативно-хозяйственные санкции применяются независимо от вины субъекта, который нарушил обязательства. В Гражданском кодексе прямого ответа на этот вопрос нет. Поскольку право на односторонний отказ от обязательства Гражданский кодекс не признает мерой ответственности, можно сделать вывод о том, что Гражданский кодекс также не ставит возникновение у кредитора такого права в зависимость от вины должника.
7. В соответствии со ст. 235 и 236 ГК допускается применение только таких оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных договором. Но преимущественному применению перед этим правилам подлежат положения Гражданского кодекса, предусматривающие возможность одностороннего отказа от обязательства или иных подобных действий, хотя это и не было предусмотрено в договоре,
8. В случае нарушения хозяйственного обязательства одной стороной вторая сторона вправе путем осуществления односторонних действий отказаться от выполнения своего обязательства (п. 1 ч. 1 ст. 236 ГК [31]). Эта правовая конструкция формально противоположна той, что сформулированная в п. 1 ст. 611 и ч. 1 ст. 615 ГК. Пункт 1 ст. 611 ГК предусматривает отказ кредитора от обязательства как связи между правами кредитора и обязанностями
должника, приводит к потере правового основания другим обязательствам, вместе с первым составляет двусторонние обязательственные правоотношения между двумя субъектами, что влечет за собой проведение расчетов между сторонами на основании ст. 1212 ГК. Пункт 1 ч. 1 ст. 236 ГК предусматривает отказ стороны от исполнения своего обязательства перед другой стороной в связи с тем, что другая сторона нарушила свое обязательство перед первой стороной. В связи с этим теряет основание выполнения последнего обязательства, а если оно было выполнено ранее полностью или частично, расчеты между сторонами должны проводиться на основании ст. 1212 ГК.
9. Как разновидность отказа от исполнения обязательства в п. 1 ч. 1 ст. 236 ГК называется «отказ от оплаты по обязательству, которое выполнено ненадлежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия второй стороны». Здесь обязательства рассматривается как единое, включающее комплекс прав и обязанностей одной стороны и встречных обязанностей и прав другой стороны, не соответствует классическому пониманию
обязательства как связи прав кредитора и обязанностей должника. Но в таких случаях отказ от оплаты носит исключительно информационный характер, поскольку ненадлежащее, в том числе и досрочное выполнение, не порождает обязанности оплатить. Договором может предусматриваться право плательщика на отказ от предоплаты в связи с ненадлежащим выполнением части обязательства.
10. Отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком - это право на одностороннее изменение условий договора, изменение срока выполнения стороной собственного обязательства в связи с допущенным другой стороной нарушением собственного обязательства. Такая мера может применяться, если он предусмотрен договором.
11. Прекращение выдачи банковских ссуд - еще одна разновидность одностороннего отказа стороны от исполнения своего обязательства в ответ на нарушения другой стороной своего обязательства, основанного на том же договоре (абзац третий п. 1 ч. 1 ст. 236 ГК). Крайне некорректное употребление термина «ссуда» не лишает эту формулировку юридического значения. Из контекста следует, что речь идет о прекращении перечисления банком (другим кредитором) денежных сумм или выдачи наличных, как это предусмотрено кредитным договором (договором займа). Вместе с тем следует напомнить, что здесь не сформулирована норма прямого действия, а лишь предполагается установление договору такого вида оперативно-хозяйственных санкций. Поэтому некорректное употребление термина «ссуда» в ст. 236 ГК существенно на правоприменение повлиять не может.
12. Пункт 2 ч. 1 ст. 236 ГК предусматривает возможность отказа управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения. Часть 3 ст. 612 ГК предусматривает право кредитора на отказ от принятия исполнения, если вследствие просрочки должника выполнение обязательства потеряло интерес для кредитора. Но это правило в хозяйственных обязательств подлежит применению с учетом ч. 2 ст. 235 ГК, которая допускает применение только тех оперативно-хозяйственных санкций, предусмотренных договором. Преимущественному применению перед упомянутыми положениями Хозяйственного кодекса подлежат специальные правила Гражданского кодекса, предусматривающие возможность отказа кредитора от принятия исполнения, в частности, отказ покупателя от принятия товара, продавец передал в ассортименте, не соответствующем условиям договора (ст. 672 ЭТУ. Эта статья не только устанавливает право на отказ от принятия исполнения, но и предусматривает механизм расчетов между сторонами, если товар, от которого покупатель отказался, уже оплачен. Это исключает необходимость применения ст. 1212 ГК к отношениям по расчетам в таких случаях.
13. Возвращение в одностороннем порядке выполненного стороной по обязательству возможно только в отношении денежных средств. Списание со счета другой стороны в безакцептном порядке допускается в. 26 Закона «О платежных системах и переводе денег в Украине» [128], если это предусмотрено договором (это соответствует общему правилу ч. 2 ст. 235 ГК, согласно которому оперативно-хозяйственные санкции при-няются, если это предусмотрено договором).
14. В силу п. ч. 1 ст. 236 ГК возможно согласование в договорах условия о том, что сторона имеет право в одностороннем порядке на будущее установить дополнительные гарантии надлежащего исполнения обязательства другой стороной. В частности отмечается на возможность установления таких гарантий, как изменение порядка оплаты продукции, работ, услуг, обычно заключается в переводе плательщика на предварительную оплату продукции, работ, услуг или оплате после проверки их качества.
15. Часть 2 ст. 236 ГК прямо предусматривает возможность установления договором других видов оперативно-хозяйственных санкций, соответствует общему подходу Гражданского кодекса к таким вопросам (имеется в виду принцип диспозитивности).
16. Ввиду того, что до последнего времени достаточной определенности относительно порядка одностороннего отказа от обязательства, от исполнения обязательства и т.д., односто-ронней изменения обязательства не было, положительно следует оценить правило ч. 1 ст. 237 ГК о применении оперативно-хозяйственных санкций во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии. Прямо это правило касается только хозяин-ских обязательств. Но оно соответствует сущности отказа от обязательства. Поэтому таким образом она должна осуществляться всегда. Вместе с тем, следует учитывать, что многие нормы гражданского права устанавливают специальный механизм прекращения обязательств в случае отказа от них (в частности, устанавливается обязанность своевременного об одностороннем отказе).
17. Односторонний отказ стороны от обязательства не освобождает виновную сторону от ответственности за нарушение своего обязательства. Это прямо предусматривается ч. 2 ст. 615 ГК и вытекает из ч. ст. 237 ГК. При этом очень остро встает проблема определения тех убытков, которые находятся в причинной связи с нарушением, которого допустил должник. Безусловно, возмещению подлежат те убытки, вызванные
нарушением, которого допустил должник. Те же убытки, возникшие в результате одно-сторонней отказа кредитора от обязательства, также подлежат возмещению. Но возмещению должником подлежат убытки, возникшие вследствие одностороннего отказа от обязательства, только при условии, что такой отказ имела признаки справедливости, добросовестности и разумности.
18. Целесообразно учитывать, что терминология законодателя, связанная с предоставлением стороне права односторонними действиями прекратить, превратить или изменить обязательства или обязательственные правоотношения в целом, не исчерпывается понятиями «односторонний отказ от обязательства», «односторонний отказ от исполнения обязательства Вязание ». В дальнейшем, в комментарии к ст. 651 ГК осуществляется попытка дать анализ отдельных
правовых конструкций такого рода, предусмотренных законами, а в случаях, когда это ими допускается, - подзаконными актами.