1. Должник, который уплатил неустойку и возместил убытки, причиненные нарушением обязательства, не освобождается от обязанности выполнить обязательства в натуре, если иное не установлено договором или законом.2. В случае отказа кредитора от принятия исполнения, которое вследствие просрочки утратило для него интерес (статья 612 настоящего Кодекса), или передачи отступного (статья 600 настоящего Кодекса) должник освобождается от обязанности выполнить
обязательства в натуре.
3. В случае отказа кредитора от договора (статья 615 этого Кодекса) должник освобождается от обязанности выполнить обязательство в натуре.
Комментарий:
1. Одним из проявлений принципа реального исполнения обязательства является правило ч. 1 ст. 622 ГК, согласно которому уплата неустойки и возмещение вреда не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре.
2. Согласно содержанию ч. 2 и 3 ст. 622 ГК можно сделать вывод о том, что они устанавливают исключение из общего правила ч. 1 ст. 622 ГК. Однако это не так. Дело в том, что на самом деле должник освобождается от исполнения обязательства в натуре в случаях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 622 ГК, поскольку обязательство прекращается (т.е. освобождение от исполнения обязательства нет). Согласно логике ст. 612
ГК отказ кредитора от принятия просроченного исполнения прекращает обязательство. Передача отступного также прекращает обязательство (ст. 600 ГК).
Что касается ссылки в ч. З ст. 622 ГК на ст. 615 ГК, то оно является не совсем корректным. В ч. З ст. 622 ГК говорится об отказе от договора, а в ст. 615 ГК - об отказе от обязательства. Об отказе от договора говорится в ч. ст. 651 ГК, где она признается способом (видом) расторжения договора. Расторжение договора в соответствии с ч. 2 ст. 653 ГК прекращает обязательство. Обязательство, прекращено, не выполняется. В таком смысле можно говорить об освобождении должника от исполнения обязательства в случае отказа от договора.