1. Ссудодателем может быть физическое или юридическое лицо.Лицо, осуществляющее управление имуществом, может быть позичкодавцем с согласия собственника.
2. Юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не может передавать вещи в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органа управления или контроля.
Комментарий:
1. Абзац первый п. 1 ст. 829 ГК признает за юридическими и физическими лицами право заимодавца в договоре ссуды. Реально в других субъектов гражданского права не существует потребности в заключении таких договоров. Но для понимания принципов толкования нормативно-правовых актов целесообразно было бы учитывать, что с абзацем первым ч. 1 ст. 829 ГК можно было сделать вывод о запрете государству, Автономной Республике Крым и территориальным общинам заключать такие договоры при условии, что этот вопрос не решается на основании других, хотя и более общих норм. Но такие нормы есть. В силу ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 168, ч. 1 ст. 169 ГК государство, Автономная Республика Крым и территориальные общины действуют в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений, поэтому с ч. 1 ст. 829 ГК нельзя делать вывод о невозможности участия этих субъектов в отношениях ссуды как займодателей или пользователей.
2. Во лицом, осуществляющим управление имуществом (ч. 1 ст. 829 ГК), следует понимать управляющего имуществом (ст. 1029 ГК). Распространять правило абзаца второго ч. 1 ст. 829 ГК на субъектов права хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 74; ч. ст. 76, ст. 136, 137 ГК [31]) было бы неправильным. Но это не исключает ограничения законом или учредительными документами прав субъектов хозяйственного ведения или
оперативного управления на передачу имущества в пользование на основании договора ссуды.
3. В ч. 2 ст. 829 ГК сформулировано правило социалистического содержания. Право государства - установить последствия безвозмездной передачи юридическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности в пользование учредителю, руководителю, члену органа управления или контроля этого юридического лица. Но этого законодателю оказалось мало, поэтому установили запрет на совершение таких сделок. Если же такой
сделка все-таки совершено, он оспариваемым, а не ничтожной. Право налоговых органов обращаться в суд с исками к юридическим лицам и гражданам о признании сделок недействительными (п. 11 ст. 10 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» [63]) следует толковать и как право обращаться с исками о признании недействительными сделок , нарушающих требование ч. 2 ст. 829 ГК. Но последствия не
действительности сделки или, по терминологии Гражданского кодекса, обязательств определяются Гражданским и Хозяйственным кодексами (ст. 216 и другими ГК и ст. 208 ГК).
При таких условиях утверждение о том, что п. 11 ст. 10 Закона «О государственной налоговой службе в Украине» следует возможность взыскания в доход государства средств, полученных по любому недействительной сделке, в том числе и по договорам, предусмотренным ч. 2 ст. 829 ГК, было бы неправильным.