1. К наследнику переходит право на возмещение убытков, причиненных наследодателя давке в договорных обязательствах.2. К наследнику переходит право на взыскание неустойки (штрафа, пени) в связи с невыполнением должником наследодателя своих договорных обязанностей, которая была присуждена судом наследодателю при его жизни.
3. К наследнику переходит право на возмещение морального вреда, которое было присуждено судом наследодателю при его жизни.
Комментарий:
1. Искусство правоприменения, основанное на интуиции, дает основания ученым и юристам-практикам, в том числе судьям, для вывода о том, что из видов прав, о которых говорится в ч. 1 - 3 ст. 1230 ГК, наследуются только те права, которые имеют признаки, на которые указывается в этих частях. При таких условиях участники авторского коллектива не пришли к согласию относительно правильного толкования ст. 1230 ГК. Поэтому в дальнейшем излагается позиция руководителя авторского коллектива и ответственного редактора.
2. Утверждение о том, что ст. 1218 и 1230 ГК соотносятся между собой как общее и специальное положение, является правильным. Но никто и никогда не обращал внимание на следующее. Общее правило, сформулированное в законе прямо, и правило, что косвенно следует из него и оказывается выводом от противного, имеющих одинаковую юридическую силу (подчеркнем, при условии, что более общего правила нет). Специальное правило, прямо установлено законом, преимущественно применяется перед общим правилом. Правило, косвенно следует из специального закона и оказывается заключением от противоположного, в основном применяться не может (кроме случаев, когда правило
следует из специального положения закона напрямую - прямо с формулировки права вытекает обязанность и наоборот, право вытекает из закона прямо при наличии указания на то, что лицо имеет «только (« только ») прямо указанные в нем права, или диспозиция данной нормы действует «только (« только ») в пределах гипотезы, сформулирована прямо).
3. Согласно ч. 1 ст. 1230 ГК к наследнику должно переходить право на возмещение убытков, причиненных наследодателю в договорных обязательствах. Этим специальным положением подтверждается общее правило ст. 1218 ГК о составе наследства по ущерба, причиненного в договорных обязательствах. Из этого специального положения также косвенно следует и заключением от противного оказывается правовое предписание, согласно которому право на взыскание других убытков (ущерба) в состав наследства не включается. Но такие правовые предписания не могут применяться вопреки общему правилу ст. 1218 ГК, согласно которому в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти. Нет никаких какого-либо законодательного положения, которое бы предусматривало прекращение права на возмещение вреда, причиненного за договорными отношениями, в связи со смертью потерпевшего. Следовательно, такое право в соответствии со ст. 1218 ГК входит в состав наследства. Аргументами против этой мысли является утверждение о том, что законодатель не устанавливал такого правила, которое закреплено в ч. 1 ст. 1230 ГК, если бы он не имел в виду ограничить возможность наследования убытков только теми убытками, которые нанесены в договорных обязательствах. Возможно, это так и есть, но сформулированный выше принцип толкования нормативно-правовых актов, согласно которому правило, вытекающее косвенно из специального положения акта законодательства и проявляется при толковании заключением от противного, не может применяться вопреки общему правилу, имеет методологический характер. Если от него отступить при толковании ст. 1230 ГК, то нет препятствий для того, чтобы отступать от него в других случаях, в том числе и в тех, когда интуиция подсказывает не применять правило, прямо следует из специального положения закона и оказывается при толковании заключением от противного. Именно по ч. 1 ст. 1230 ГК следует также заметить, что законодатель, если бы он имел целью исключить возможность наследования права на взыскание убытков, причиненных за договорными обязательствами, отметил бы, что наследуется право на взыскание «только» («только») тех убытков, которые нанесены в договорных обязательствах. Это слово («только» или «только») нет в ч. 1, 2, 3 ст. 1230 ГК. Ссылка на отсутствие этого слова вследствие недостатков законодательной техники уравновешивается утверждением о том, что недостатком законодательной техники является именно включение текста, сформулированного в ст. 1230 ГК, с настоящим Кодексом. К изложенному следует добавить, что в ст. 1230 ГК вообще не высказывается мнение о невозможности наследования права на возмещение в натуре вреда, причиненного наследодателю.
4. С учетом изложенного в предыдущем пункте, следует признать, что к наследнику переходит право на возмещение вреда (убытков), возникшего у наследодателя до открытия наследства (кроме права не периодические платежи, выплачиваемые в порядке возмещения утраченного заработка (дохода), и на платежи , предназначенные лично для потерпевшего (наследодателя) - возмещение расходов на лечение, уход и т.п., поскольку такие права прекращаются (ч. 2 ст. 608 ГК) и не входят в состав наследства.
5. С учетом изложенного в предыдущих пунктах комментария, следует сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 1230 ГК не является препятствием для наследования права на взыскание неустойки в связи с неисполнением должником наследодателя своих договорных обязательств, как присужденной судом наследодателю при его жизни, так и не присужденной судом до открытия наследства.
6. По тем же соображениям к наследнику переходит право на возмещение морального вреда, которое было присуждено наследодателю при его жизни, а также право на возмещение морального вреда, возникшего до открытия наследства, хотя оно и не было присуждено судом до открытия наследства.