Согласно Конституции Украины жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, личная неприкосновенность и свобода и безопасность окружающей среды признаются наивысшей социальной ценностью и личными неимущественными благами физического лица. Понятие "нематериальное благо" является собирательным, оно касается как самого "блага", так и личных неимущественных прав. Следовательно, указанные личные неимущественные блага являются объектами соответствующих личных неимущественных прав.
До последнего времени гражданско-правовая защита нарушенных личных неимущественных прав осуществлялся путем восстановления права, пресечение действий, нарушающих право на возмещение убытков (ст. 6 ГК УССР). Законом Украины от
6 мая 1993 № 3188-12 предусмотрен новый способ защиты гражданских личных прав - это компенсация морального вреда, который включен в статьи 6,
7 и четыреста сороковой ГК УССР. Новый ГК Украины не только сохранил указанный способ защиты гражданских личных прав, но и обогатил институт компенсации морального вреда новым нормам, о чем говорится далее. Как видим, категория морального вреда появилась в украинском законодательстве сравнительно недавно.
Долгое время считалось, что моральный вред в социалистическом обществе компенсации вообще не подлежит. В обоснование этого вывода приводились лицемерные, ханжеские аргументы якобы личность советского человека находится на столь недосягаемой высоте, унижение его чести, достоинства, деловой репутации не может быть оценен в деньгах. Вместе с тем уже с 20-х годов в СССР в юридической литературе, в общественном сознании утверждались взгляды на допустимость компенсации морального вреда. Необходимо подчеркнуть, что весомый вклад в дело узаконивание института компенсации морального вреда внесли своими произведениями М. С. Малеин1 и Г. М. Белякова2.
Судебная практика также немало сделала для становления категории морального вреда. Известны дела по возмещению внедоговорного вреда в связи с гибелью кормильца, при рассмотрении которых суд приговаривал, например, ребенку, что потеряла отца, сумму больше той, которая соответствует стоимости утраченных средств к существованию. Разница между указанными суммами - это судебное компенсации морального вреда в скрытой форме ребенку за смерть отца, в результате чего ребенок лишен общения с отцом, родительских ласк, родительской любви. Ребенок потерял немало радости своего детства. Все эти обстоятельства не могли не повлиять на позитивный подход законодателя к формированию норм о компенсации морального вреда в гражданском законодательстве Украины ".
Самой нормой, впервые предусмотрела возмещения морального вреда, была в. 131 Основ гражданского законодательства 1991 г. 1. В украинской юридической литературе правило ст. 131 Основ о компенсации морального вреда было воспринято вполне позитивно2, применение которой было возможным и в Украине до введения в действие Закона Украины от 6 мая 1993 p. № 3188-123. В этой норме сделана попытка определить понятие морального вреда, а также закрепить условия и средства ее компенсации. Моральный вред в ст. 131 Основ была определена как причинение физических или нравственных страданий. Условиями компенсации морального вреда были противоправность действий, причинивших вред, и вина причинителя. Также установлено, что моральный вред компенсируется в денежной или иной материальной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом и при этом независимо от возмещения имущественного вреда. По ст. 131 Основ компенсация морального вреда как форма гражданско-правовой ответственности применяется как за нарушение личных неимущественных прав, так и за нарушение имущественных прав.
С момента введения в действие на территории Украины Закона Украины от 6 мая 1993 № 3188-12 правила ст. 131 Основ не применяются. Вместо них следует применять статьи 7 и четыреста сороковой (в редакции Закона Украины от 6 мая 1993 № 3188-12) ГК УССР и статьи других кодексов и законов Украины.
Среди названных законов прежде всего привлекает внимание в. Четыреста сороковой ГК УССР (в редакции Закона Украины от 6 мая 1993 № 3188-12) о возмещении морального вреда.
Исходя из систематического толкования ст. Четыреста сороковой и учитывая степень ее обязательности, можно сделать вывод, что норма ст. Четыреста сороковой является общей и императивной. Следовательно, она применяется во всех случаях независимо от отраслевой принадлежности нарушенных правоотношений. Нарушенными могут быть гражданско-правовые, трудо-правовые, административно-правовые и другие отношения, в результате нарушения которых потерпевшему был причинен моральный вред. Во всех этих случаях моральный вред должен компенсироваться по ст. Четыреста сороковой ГК УССР.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 733-734.
Относительно специальных норм, то они, на наш взгляд, имеют право на существование, если заполняют пробелы общей нормы ст. Четыреста сороковой в понимании установки других юридических последствий нарушения личных и имущественных отношений абсолютного характера. Так, например, ст. 7 ГК УССР (в редакции Закона Украины от 6 мая 1993 № 3188-12) предусматривает право потерпевшего требовать от суда опровержения сведений, не соответствующих действительности и унижают его честь, достоинство или деловую репутацию.
Приведенные выводы являются логическим следствием неоспоримого факта, что отношения по компенсации морального вреда является гражданско-правовым, ВНЕДОГОВОРНЫХ относительными, возникающих из нарушения абсолютных прав: права на жизнь, права на здоровье и его охрану, права собственности и др.. Именно поэтому указанные отношения не могут регулироваться административным, трудовым, финансовым и другими отраслями права. Неубедительной позиция постановления Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 2001 г. согласно которой статьи 7 и четыреста сороковой ГК УССР является специальними1.
Судебная практика исходит из того, что в каждом конкретном случае размер компенсации морального вреда определяется с учетом характера и продолжительности страданий, состояния здоровья потерпевшего, тяжести нанесенной травмы, существенности вынужденных изменений в его жизненных отношениях.
Как видно, суды учитывают степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. На самом деле, один человек очень остро переживает неправомерное вмешательство другого лица в сферу его личных и имущественных прав. А другому лицу все как с гуся вода. Он спокойно реагирует на действия, которые вызывают ему какой-либо ущерб. При наличии таких критериев определения размера компенсации морального вреда установки в ГК УССР, как и в других гражданских законах, минимального2 и максимального размеров компенсации морального вреда является невиправданим3. Высказано и противоположную думку4. От таких правил отказался новый ГК Украины и это правильно.
По смыслу ст. Четыреста сороковой ГК УССР совпадает ст. 131 Основ гражданского законодательства, за исключением моментов, указанных выше, а также определенных редакционных различий.
При рассмотрении дел о компенсации морального вреда в судах возникли вопросы, требующие разъяснения:
1) может наступить гражданско-правовая ответственность за причинение морального вреда независимо от вины причинителя вреда?
2) можно ли присудить сумму компенсации морального вреда за пределами компенсации морального вреда, установленным ст. Четыреста сороковой ГК УССР, п. 11 Правил возмещения от 23 июня 1993 и ст. 13 Закона Украины от 1 декабря 1994 p.?
3) может влиять степень вины причинителя вреда на размер компенсации морального вреда?
4) можно присуждать компенсацию морального вреда в виде периодических выплат или единовременной выплаты?
5) допускается компенсация морального вреда, причиненного смертью близкого человека?
Некоторые из указанных вопросов были так или иначе решены в судебной практике.
Допустимость компенсации морального вреда при отсутствии вины причинителя. В постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 2001 невинная ответственность причинителя морального вреда рассматривается как исключение и допускается, если она прямо предусмотрена законом. Такое разъяснение не удовлетворяет потребностей судебной практики. В юридической литературе высказано мнение о допустимости невинной ответственности за причинение морального вреда при повреждении здоровья источником повышенной небезпеки1. В новом ГК Украины также четко и ясно перечислены случаи компенсации морального вреда независимо от вины причинителя, если:
1) вред причинен жизни и здоровью физического лица источником повышенной опасности;
2) ущерб причинен физическому лицу вследствие его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной или административной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного задержания, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
3) в других случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1262 нового ГК Украины) 2.
Указанные случаи гражданско-правовой ответственности причинителя морального вреда независимо от вины является, на наш взгляд, вполне оправданными. К тому же перечень этих случаев является открытым, что позволяет при наличии соответствующих условий предусмотреть новые случаи компенсации морального вреда при отсутствии вины причинителя.
Границы компенсации морального вреда. В постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 25 мая 2001 разъясняется, что суд устанавливает размер компенсации морального вреда с учетом этих границ. Выше были приведены аргументы в пользу отказа от легальных пределов компенсации морального вреда. На этом фоне очень привлекательна позиция нового ГК Украины, не знает легальных пределов компенсации морального вреда.
Возможность или невозможность влияния степени вины причинителя морального вреда на размер ее компенсации. Обратим внимание на то, что ст. Четыреста сороковой ГК УССР не предусматривает учета степени вины причинителя при определении размера компенсации морального вреда. В этом вопросе содержание ст. Четыреста сороковой вполне соответствует фундаментальному принципу гражданского права - принципа полного возмещения. Конечно нельзя ситуации с причинением морального вреда автоматически применить принцип полного возмещения, то есть возврат соответствующей суммы стоимости, которая была потеряна в результате причинения вреда. При полном возмещении вреда гражданская вина и ее формы не влияют на размер возмещения (статьи 440 и 453 ГК УССР). Этот принцип сохраняет свою силу и при определении размера компенсации морального вреда, несмотря на всю ее специфику. Поэтому вызывает удивление позиция постановления Пленума Верховного Суда Украины от 31 марта 1995 p., В которой дважды подчеркивается необходимость учета степени вины причинителя при определении размера компенсации морального вреда (пункты 5 и 9 постановления). Такая же позиция постановления Пленума от 25 мая 2001 В юридической литературе высказано негативное отношение к таким руководящих розьяснень1.
О периодичности выплат по компенсации морального вреда, то суды, как правило, присуждается компенсацию морального вреда в виде единовременной денежной выплаты. Такая практика закреплена и в новом ГК Украины.
В вопросе допустимости компенсации морального вреда, причиненный смертью близкого человека, постановление Пленума от 25 мая 2001 исходит из того, что близкие родственники лица, которому причинен моральный вред, права на компенсацию такого вреда нет. Буквальный текст разъяснения дает возможность говорить о том, что авторы постановления против перехода права на компенсацию морального вреда пострадавшего в его близких родственников по наследству. Такое решение проблемы не вызывает возражений. Но в судебной практике возник другой вопрос: можно компенсировать моральный вред, причиненный смертью близкого человека? Мать потеряла единственного сына, погибшего в автокатастрофе. Дети потеряли родителей тоже результате какой-то катастрофы. Имеют указанные лица (мать, дети) право на компенсацию морального вреда? Мы уверены, что да. Смерть близкого человека вызывает тяжелые душевные страдания во всяком случае членам семьи, по которым должно быть признано право на компенсацию морального вреда.
Новый ГК Украины предусматривает норму, по которой моральный вред, причиненный смертью (потерей) жены (мужа), детей, в том числе усыновленных, родителей компенсируется лицам, связанные с погибшим (погибшим) семейными отношениями.
Институт возмещения морального вреда более полно регулируется в новом ГК Украины по сравнению с ГК УССР. Он нашел свое отражение в нормах статей 1186, 1187 ГК Украины. Указанные нормы обогащенные опытом судебной практики, а также доктринальные положения украинского цивилистики.
За последние годы в судебной практике и доктрине было предложено множество определений морального вреда. Считаем, под моральным вредом следует понимать причинение физических или психических (душевных) страданий.
Элементы обязательств из причинения морального вреда. Субъектами обязательств является причинитель морального вреда и потерпевший, которому причинен моральный вред. Причинителя морального вреда могут быть физические и юридические лица, а также органы государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления.
Потерпевшими являются любые физические и юридические лица. Объектом обязательства является возмещение, которое причинитель обязан предоставить потерпевшему. Содержание обязательства составляют право потерпевшего и обязанность причинителя. В соответствии со ст. 1186 ГК Украины обязанностью причинителя является совершение действий, с помощью которых физическое и психическое (душевное) благополучия было возобновлено, право потерпевшего - получить такое возмещение.
Обязанность причинителя возникает при определенных юридических фактов. К ним относятся: наличие морального вреда, неправомерные действия причинителя, причинная связь между неправомерными действиями причинителя и моральным вредом, произошедшей вина причинителя. Известно, что такие юридические факты называются основаниями гражданской ответственности и были проанализированы с рассмотрения оснований ответственности за имущественный вред. Определим насколько полно эти вопросы рассмотрены в ст. 1186 ГК Украины, где предусмотрены объективные основания ответственности. Недостатком ч. 1 ст. 1186 является отсутствие указания на презумпцию виновности причинителя, хотя ч. 1 ст. 1186 базируется на презумпции вины причинителя, поскольку рассматриваемая презумпция сформулирована в нормах общей части обязательственного права.
До последнего времени не было решен вопрос об ответственности независимо от вины за причиненный моральный ущерб.
В ч. 2 ст. 1186 приводится неисчерпаемый (открытый) перечень случаев ответственности независимо от вины. Это очень нужная и рациональная норма нового Кодекса, полно защищает права и интересы потерпевшего.
В Кодексе предусмотрен порядок возмещения морального вреда, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица. В этом случае моральный вред может быть возмещен единовременно или путем осуществления ежемесячных платежей.
Очень полезной и своевременной является норма о возмещении морального вреда, причиненного смертью физического лица его близким, то есть установление оптимального варианта перечня лиц, которые могут получить право на возмещение морального вреда. В ч. 2 ст. 1186 предполагается, что моральный вред, причиненный смертью физического лица, возмещается его мужу (жене), родителям (усыновителям), а также лицам, которые поживали с ней одной семьей.
Несмотря на положительную оценку проанализированных норм нового Кодекса, нельзя не констатировать пробелы в регулировании института возмещения морального вреда - отсутствие нормативных положений об определении размера морального вреда.
Между тем новый Гражданский кодекс Украины в последней редакции от 27 июля 2000 p., Который был передан в Верховную Раду Украины, предусматривал статью 1251 о размере компенсации морального шкоди1. Теперь этой статьи в этом ГК Украины, к сожалению, нет. Считаем целесообразным ознакомиться с содержанием норм статьи 1251 проекта Гражданского кодекса Украины.
Часть 1 ст. 1251 предусматривает, что моральный вред компенсируется (возмещается) в размере, определяемом судом. Часть 2 ст. 1251 проекта ориентируе суд на максимально реальное и справедливое определение размера морального вреда. Так, размер компенсации (возмещения) морального вреда суд должен определять в соответствии с характером правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения или лишение возможностей реализации потерпевшим своих способностей и прав. Характер физических и душевных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред личности потерпевшего. Часть 3 этой статьи характеризует самостоятельный характер компенсации, возмещается независимо от возмещения имущественного вреда. Эта статья имеет практическое значение и ее присутствие в ЦК Украины крайне необходима.