Наследодатели. На первый взгляд наследственное право не должно интересовать правовое положение наследодателя, поскольку он не является субъектом наследственных правоотношений. Однако этим лицом связаны важнейшие моменты наследственного права. Так, например, временем открытия наследства считается день смерти наследодателя.
Наследодателем может выступать только физическое лицо.
На сегодняшний день в отношении правоспособности и дееспособности наследодателя за время его жизни к наследованию по закону эти элементы правосубъектности значения не имеют. Однако поскольку завещание признается сделкой, то дееспособность наследодателя напрямую влияет на действительность завещания.
Большинство ученых и судебная практика склонны к мнению, что в соответствии со ст. 11 ГК УССР право завещать возникает у лица с момента достижения им 18 лет или с момента заключения брака, если таковой имел место до наступления совершеннолетия лица.
Относительно ограниченно дееспособных лиц, то позиции ученых относительно их права завещать разошлись. Ряд авторив2 отрицает наличие у таких лиц права на завещание. Этим путем пошла и практика3. Главный аргумент такой позиции - личный характер завещания, не допускает возможности получения согласия со стороны попечителей и органов опеки и попечительства. Против такой позиции другие вчени4 выдвигают свои возражения, указывая, что ограничено дееспособное лицо не лишается полностью своей дееспособности, а лишь ограничивается в ней. Кроме того, такое ограничение устанавливается с целью предотвращения распоряжению имуществом вопреки интересам самого лица и членов его семьи, поэтому завещание, поскольку это соглашение, которая выходит за рамки бытовых, может быть удостоверена с согласия попечителя и органов опеки и попечительства. Нам больше импонирует первая мысль, поскольку попечитель и органы опеки и попечительства, решая вопрос о предоставлении разрешения, выходят из целесообразности перехода имущества в круг определенных лиц. Но вопрос целесообразности действительно имеет только личный характер и зависит только от волеизъявления самой личности наследодателя. А поскольку это волеизъявление относительно такого рода сделок ограничено и его реализация самостоятельно не может быть осуществлена, то и право на завещание не может принадлежать ограниченно дееспособным лицам.
Однако такой дискуссионный характер этот вопрос потеряет со вступлением в силу нового ГК, поскольку согласно ст.1253 право на завещание имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью.
Наследники. Субъектный состав наследников значительно шире, чем субъектный состав наследодателей. Прежде всего наследниками могут быть не только лица, которые были живы в момент открытия наследства, но и дети наследодателя, зачатые еще когда наследодатель был жив, а родившиеся после его смерти. Они могут наследовать как по закону, так и по завещанию. Если ребенок рождается живым, она становится наследником. Отметим также, что это происходит с обратной силой ко времени открытия наследства. Если же ребенок рождается мертвым, то никакие правовые последствия, связанные с наследством, для нее не наступают.
Ребенок становится наследником и тогда, если она прожила после своего рождения всего несколько минут.
Юридические лица могут быть наследниками только по завещанию. На сегодняшний день существует мнение, что если государство наследует выморочное наследство, то есть когда нет наследников по закону и завещанию, то, будучи субъектом права, государство не может считаться юридическим лицом. Государство как наследник не должна отождествляться с юридическим лицом, которое тоже выступает в качестве наследника.
V. Правоотношения, возникающие в связи с переходом наследства к государству, присущая своеобразная юридическая природа. Анализ норм ст. 555 ГК УССР дает основания для вывода, что в наследственных правоотношениях государство может выступать наследником как по завещанию, так и по закону. В случае наследственного перехода имущества по завещанию, правовое положение государства ничем не отличается от положения других субъектов. Единственная особенность связана с существованием предопределенных путей дальнейшего использования, который зависит от вида наследственного имущества, его состояния и др.. и предусмотрен Порядком учета, хранения, оценки конфискованного и другого имущества, которое переходит в собственность государства, и распоряжения им, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25 августа 1998 г. 1. Однако указанная особенность никак не влияет на универсальный характер наследственного преемства государства по завещанию.
Принципиально отличным от института наследования государства по завещанию является так называемый переход к государству всего наследства или его части в порядке видумерлости, который может наступить в двух случаях:
- При отсутствии наследников по закону и по завещанию по каким-либо причинам: лишение их права наследования в силу норм закона или распоряжений завещателя, отказа от наследства или непринятия ее и др..;
- При наличии отказа от наследства в пользу государства;
- При отсутствии наследников по закону, если наследодателем завещана только часть имущества.
Переход в собственность государства выморочного имущества имеет внешнее сходство с поступлением в государства бесхозяйного имущества (ст. 137 ГК УССР). Впрочем, то, что наследство с момента открытия до момента принятия ее наследником (в данном случае - государством) временно не имеет своего субъекта, вовсе не свидетельствует о существовании в этот период бессубъектного имущества, никому не принадлежит. В противном случае, подобно римского usucapio pro herede, в этот период наследием мог бы завладеть фактически каждый, став при этом ее владельцем. Следует помнить, что акта принятия наследства государством, как и любым другим наследником, придается обратная юридическая сила: государство считается принявшей наследство с момента ее открытия (ч. 2 ст. 548 ГК УССР). Кроме того, в порядке видумерлости государство может приобрести как вещественные, так и обязательственные права в то время как в связи с безхазяйнистю к ней переходит только право на вещь. В отличие от правил ст. 137 ГК УССР, которые не предусматривают наличие любого обязательства государства относительно предыдущего владельца вещи, согласно нормам наследственного права (ч. 1 ст. 556 ГК Украины), государство несет ответственность перед кредиторами наследодателя. Наконец, с приобретением государством права на бесхозное имущество, не возникает отношений правопреемства, поскольку вещь переходит к государства не от владельца, а в связи с его отсутствием. В отличие от этого, наличие универсального преемства в отношениях, связанных с Выморочность имущества, не вызывает сомнения.
Относительно вопроса о правовой природе видумерлости наследственного имущества существуют две точки зрения. Подавляющее большинство цивилистов считает, что переход к государству выморочного имущества следует признать спадкуванням1.
Перехода выморочного имущества в собственность государства действительно присущи признаки наследования. Во-первых, юридическим фактом, влекущим за собой возникновение права собственности государства на выморочное имущество факт смерти физического лица. Во-вторых, поскольку к государству переходят не только права умершего, но и обязанности, можем смело говорить об универсальном характере такого наследия. В-третьих, преемственность в выморочное имущество, как и любому универсальному преемственности, характерные признаки обратной юридической силы, безусловности и безповоротности2 факта принятия наследства.
Получение государством свидетельства о праве на наследство, которое также часто считается необходимым атрибутом общего преемственности государства, на наш взгляд, нельзя признать характерным проявлением института универсальности, поскольку в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 549 ГК Украины наследник может принять наследство также и путем вступления в управление или владение наследственным имуществом, чем совсем не теряются черты, присущие универсальном преемственности.
Непоследовательной следует признать позицию Б. Б. Черепахина, который считая переход к государству имущества в порядке видумерлости особым видом наследования и обращая внимание на выполнение государством функции устранения неопределенности в правовом положении такого имущества, одновременно признает ее возможность отказаться от принятия наследства.
Считаем, что вышеупомянутые аргументы позволяют сделать вывод, что переход в собственность государства имущества в порядке видумерлости является особым видом наследования по закону.
Своеобразие наследования государством выморочного имущества проявляется, прежде всего, в том, что такое преемственность возможно лишь при одном условии - по закону. Указанный порядок перехода наследственной массы имеет целью устранение безхазяйности наследственного имущества, вызванной отсутствием других наследников, место которых занимает государство. Учитывая это правильным является вывод Б. Б. Черепахина о том, что государство является подназначенным (в силу закона) спадкоемцем1.
Другим существенным признаком указанного перехода является независимость его от воли государства-наследницы: в отличие от других наследственно-правовых отношений, государство не вправе устранить данный наследственный переход, отказавшись от принятия выморочного имущества. Правовое положение государства в этом аспекте перекликается с положением подвластных в римском праве - подобно им, государство является необходимым наследником, ipso jure, и приобретает наследство помимо своей воли. Это правило находит свое объяснение в основной цели, которой соответствует институт видумерлости - в устранении безхазяйности имущества и случаев завладения наследством неуполномоченными на это лицами.
Указанная особенность перехода выморочного имущества к государству не всегда учитывается судами Украины в процессе рассмотрения ими наследственных дел. Так, Московский районный суд г. Киева рассмотрел дело по иску ГНИ Московского района г. Киева к В. В-ко, Л. Б-кой, Р. Т-ко о признании сделок недействительными, признании права государственной собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также по встречному иску Р. Т-ко в ГНИ Московского района г. Киева о признании добросовестным приобретателем.
Как было установлено в судебном заседании, спорное имущество (квартира в жилом доме) принадлежала на праве частной собственности М. С. всем умершего 31 августа 1994 p., Не имея наследников по закону и не составив завещания. 12 января 1999 спорная квартира на основании недействительной доверенности от имени М. С. кого была подарена В. В-ко Л. Б.-кий, а последняя впоследствии продала ее мужу, В. А.-ку, который перепродал указанную квартиру Г. Т-ку. Суд, удовлетворяя встречный иску Р. Т-ко в ГНИ Московского района г. Киева о признании его добросовестным приобретателем спорного имущества (квартиры), обосновал свое решение так: "спорное имущество ... не перешло в собственность государства, и ее уполномоченными органами в было получено свидетельство о праве собственности на имущество, а потому указанная квартира не выбыла из владения государства вне ее воли, поскольку в государства не переходила вообще "2.
Очевидно, что при решении этого дела суд не принял во внимание особенности наследования государством выморочного имущества. Поскольку законодательством государство лишено права отказа от принятия выморочного наследства, последняя становится государственной собственностью автоматически со дня открытия наследства. Неполучение уполномоченным государственным органом свидетельства о праве государства на наследство не может свидетельствовать об отказе государства от наследства.
Наследство переходит к государству, отягощается лишь долгам наследодателя. Поэтому государство не обязано возмещать расходы, понесенные третьи лица по уходу за наследодателем во время его болезни, на погребение наследодателя, а также расходов по охране наследственного имущества (ч. 4 ст. 556 ГК Украины).
При переходе к государству выморочного имущества, в состав которого входило авторское право или право на авторское вознаграждение, принадлежавшее наследнику, указанные права прекращаются (ч. 4 ст. 555 ГК Украины).
В нашем наследственном праве не существует каких-либо ограничений права гражданина стать наследником в зависимости от пола, возраста, состояния физического или психического здоровья, от расы или национальности, не требуется от наследника быть полностью дееспособным.
Вопрос о возможности быть наследником для лица, которое не является гражданином Украины, - один из специальных вопросов частного международного права.
Закон предусматривает основания (ст. 528 ГК УССР, ст. 1243 ГК Украины) для избавления при определенных условиях отдельных лиц - недостойных наследников - права на наследство. Обстоятельства, послужившие основанием для такого лишения, должны быть установлены в судебном порядке. Так, не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию лица, намеренно лишили жизни наследодателя или кого-либо из наследников или совершили покушение на их жизнь. Осуществление наследником против наследодателя или кого-либо из наследников противозаконных действий, которые способствовали призвания их к наследству, должны быть подтверждены приговором суда. Приговора суда достаточно для исключения осужденного из круга наследников, дополнительного решения суда о лишении этого лица права на наследство не требуется. Но в новом ГК это правило не применяется к лицу, которое совершило такое покушение, если наследодатель, зная об этом, все же назначил его наследником по завещанию.
Не имеют права наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах на момент открытия наследства, а также родители и совершеннолетние дети, злостно уклонялись от выполнения возложенных на них законом обязанностей по содержанию наследодателя . Эти обстоятельства должны быть подтверждены приговором суда или материалами гражданских дел о взыскании алиментов, лишение родительских прав. Злостное уклонение от уплаты алиментов не является основанием для лишения права наследования по завещанию, ведь наследодатель вправе завещать свое имущество любому лицу.
Если к моменту открытия наследства родители будут восстановлены в своих правах, они не будут лишены права на наследство.
Кроме того, по новому ГК не имеют право на наследование лица, которые умышленно препятствовали наследодателю составить завещание, внести в него изменения или отменить завещание и этим способствовали возникновению права на наследование у них самих или у других лиц или способствовали увеличению их доли в наследстве. Также не имеют права на наследование по закону один после другого лица, брак между которыми является недействительным или признан по решению суда. Если брак признан недействительным после смерти одного из супругов, то за вторым из супругов, который его пережил и не знал и не мог знать о препятствиях к регистрации брака, суд может признать право на наследование доли того из супругов, кто умер, в имуществе, было приобретено ими за время этого брака.
Также по решению суда лицо может быть устранено от права на наследование по закону, если будет установлено, что оно уклонялось от предоставления помощи наследодателю, который из-за преклонного возраста, тяжелой болезни или увечья был в беспомощном состоянии. Но это правило не распространяется на на всех наследников, в том числе и на тех, кто имеет право на обязательную долю в наследстве, а также на лиц, в пользу которых сделан завещательный отказ.