В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Требования, которым должен соответствовать сделка, для того чтобы считаться надлежащим юридическим фактом, принято называть условиями действительности сделка. Стоит заметить, что в новом ГК Украины они четко формализованы по группам, правовыми последствиями их несоблюдения, способами квалификации. Такой подход оправдан из-за того, что основные отношения должны регулироваться законом, а подзаконное регулирование должно быть сведено к минимуму. Кроме этого ГК Украины как закон, регламентирующий наиболее широкий круг отношений должен быть максимально понятным тем, кому он адресуется, а не только специалистам-правоведам.

Ввиду того законодатель в ст. 203 ГК Украины установил следующие общие требования, соблюдение которых необходимо для действительности сделки. К ним отнесены следующие:

1. Содержание сделки не может противоречить ГК, другим актам гражданского законодательства, а также моральным принципам общества. Этим достигается стабильность гражданского права, уменьшается возможность его произвольной трактовки. Вместе с тем такое требование неоднозначная, поскольку в ней по сути содержится два взаимоисключающих принципа: доминанты права и доминанты закона. При этом в противоречие Конституции Украины проведен как доминирующий все-таки второй.

2. Лицо, совершающее сделку, должно иметь необходимый объем гражданской дееспособности. Такой подход позволяет дифференцировать подходы к признанию сделок недействительными в соответствии с определенным непосредственно законом содержания тех или иных сделок: укладаемих малолетними, несовершеннолетними, ограниченно дееспособными.

2. Волеизъявление участника сделки должно быть свободным и отвечать его внутренней воле. Иначе - волеизъявление должно совпадать с волей относительно намерения совершения самого сделки, его мотива и цели, содержания самого сделки, особенно предмета его участника.

3. Сделка должна совершаться в форме, установленной законом. При такой конструкции создается впечатление императивность требований относительно формы сделки. Однако это не так. Закон допускает отход от установленной формы на усмотрение и ответственность участников сделки. Поэтому когда они отклоняются от установленной законом формы правовая охрана таком сделки не предоставляется. Отсюда и возможность признания его недействительным весьма проблематичной. Поэтому не зря в ч.1 ст.218 ГК Украины установлено, что несоблюдение сторонами письменной формы сделки, установленной законом не влечет его недействительность, кроме случаев, установленных законом.

Поэтому недаром возражения одной из сторон факта совершения сделки или оспаривание его отдельных частей может приходиться только письменными доказательствами, средствами аудио-видеозаписи и другими доказательствами. Невозможность ссылаться на свидетельские показания практически делает иски о признании сделки недействительной невозможными.

4. Сделка должна быть направлена на реальное наступление правовых последствий, обусловленных ею. Этим предваряется возможность заключения фиктивных сделок - совершенных без намерения создания правовых последствий, обусловливались этой сделкой (ст. 234 ГК В). Но это не говорит о том, что такие сделки невозможны вообще.

5. Сделка, совершаемая родителями (усыновителями), не может противоречить правам и интересам их малолетних, несовершеннолетних или нетрудоспособных детей. Такое требование обусловлено Конвенцией о правах ребенка и Декларации прав ребенка, согласно которых государства-участники этих международно-правовых актов должны обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для его состояния. Имущественные интересы ребенка охраняются также ст. 17 Закона Украины "Об охране детства".

Большинство ученых советской цивилистической школы выделяли четыре элемента сделки, которые во взаимной единства и позволяют дифференцировать сделку от других юридических фактов. Нам импонирует точка зрения Пушкина О. А., который остановился на пяти признакам сделки.

Во-первых, сделки должны совершаться надлежащим субъектом сделки. Надлежащей лицом, заключающим сделки, считается тот, кто обладает достаточным для осуществления этой сделки объемом дееспособности. Элементом дееспособности является сделкоспособность, которая заключается в возможности заключать определенные сделки. В полном объеме дееспособностью обладают только совершеннолетние или ты лица, заключившие брак до достижения совершеннолетия. До достижения полной дееспособности лица имеют относительную или частичную дееспособность и вправе заключать только сделки, прямо указанные в законе. Физические лица, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о лишены дееспособности вообще не могут заключать сделки, за них сделки заключают опекуны в пределах своей компетенции. Физические лица, ограниченные судом в дееспособности, могут совершать лишь мелкие бытовые сделки. Юридические лица вправе делать только сделки, отвечающие целям и задачам их уставной деятельности.

Во-вторых, сделка должна быть направлена на возникновение конкретных, обусловленных только им правовых последствий, то есть должно быть единство воли и волеизъявления. Волеизъявление должно четко и правильно отражать внутреннюю волю лиц для сторон сделки и третьих лиц. Поэтому выражение воли, сделанное только для вида, чтобы ввести в заблуждение сторону или окружающих, не содержит в себе действительной воли на установление правоотношения которые стороны имели в виду, не может иметь значение действительного сделки. Также сделка должен быть лишен факторов, которые могут исказить представления лица о сущности сделки или его элементах. Следует отметить, что в науке идет полемика по вопросу почему оказывать главное место свободы или волеизъявлению. Позиции авторов были разделены на три группы. Первая утверждает, что поскольку сделка - это действие, то и ее последствия связываются с волеизъявлением. Вторая позиция базируется на посылке, что волеизъявление невозможно и главное порождается волей, то главное в сделке - это внутренняя свобода человека. Третья позиция, с которой мы можем согласиться - оценивает волю и волеизъявление только в их сочетании.

В-третьих, сделки должны заключаться при условии свободного и полного согласия их участников. Воля сторон в сделке должна быть свободным волеизъявлением, лишена повлияли с любой стороны, путем насилия, угрозы, обмана и т. п..

В-четвертых, содержание сделки не может противоречить гражданскому законодательству и моральным принципам общества. Граждане и юридические лица, заключая сделки, должны учитывать пределы допустимости сделки и назначения сделки в обществе, соблюдать требования гражданского законодательства.

В-пятых, при заключении сделки необходимо обязательно соблюдение предусмотренной законом формы (простой или нотариальной), если нарушение этой формы влечет по закону признание сделки недействительной.

Со вступлением нового ГКУ в действие должны применяться установленные тем требования к действительности сделки.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что признавать сделку недействительной или оставить его действие в силе даже в тех условиях, что он не соответствует установленным требованиям вправе управоможена на то сторона.

Контрольные вопросы:

1. Понятие сделки и ее юридическая характеристика.

2. Признаки сделки.

3. Виды сделок.

4. Критерии разделения сделок.

5. Виртуальные сделки и их особенность.

6. Форма сделки.

7. Допустимость совершения устной сделки.

8. Письменные сделки.

9. Нотариально-удостоверенные сделки.

10. Способы совершения сделок.

11. Требования по сделкам.