В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Необходимым условием рассмотрения проблемы защиты гражданских прав и обязанностей является определение их сущности и видов. Согласно ст.11 Гражданского кодекса Украины, гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, которые предусмотрены актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Поскольку легальное определение понятия сущности гражданских прав и обязанностей законодательно не закреплено, в цивилистике последние имеют неоднозначное толкование. Обосновалась позиция рассмотрения гражданских прав и обязанностей в широком (объективном) и узком (субъективном) контекстах.

В широком контексте под гражданскими правами и обязанностями понимают всю совокупность прав и обязанностей, которыми наделены граждане. (Это права, определяют содержание субъективной правоспособности лица). Например, в таком понимании к гражданским правам и обязанностям относятся конституционные права и обязанности: право на свободу развития своей личности (ст. 23), право на равные конституционные права и свободы, равенство перед законом (ст. 24), право на гражданство (ст. 25 Конституции Украины и другие).

В данном случае, по нашему мнению, целесообразно говорить об общем правовом статусе граждан. Уместным является утверждение В. А.Тархова, согласно которому правовой статус физического лица определяется совокупностью его прав и обязанностей. Выработалась множество теоретических позиций относительно элементов правового статуса граждан. Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что большинство цивилистов разделяют точку зрения, относительно того, что основными элементами правового статуса граждан есть права, свободы и обязанности носителя данного статуса. Наряду с тем, что большинство исследователей данной проблемы основными элементами правового статуса лица, как правило, рассматривают права, свободы и обязанности. Ряд исследователей включают в содержание правового статуса ответственность, гражданство, правоспособность, законные интересы и другие элементы.

Как отмечалось, физические лица, как субъекты гражданского права обладают правоспособностью, возникающая в момент рождения (ст.25 ГК Украины). Во правоспособностью понимают абстрактную возможность лица иметь как предусмотрены так и не предусмотренные законом права и нести обязанности. Таким образом, правоспособность следует рассматривать как общую предпосылку приобретения субъективного права, не исчерпывается по общему правилу при реализации. И наоборот, субъективное право рассматривается как результат реализации правоспособности. Исходя из этого, право человека, как необходимый элемент гражданской правоспособности может оставаться нереализованным, если его носитель в результате выражение в установленной действующим законодательством форме волеизъявления не воплотит его в субъективное право. Например, право собственности, как отмечает Ю. К. Толстой, "это закрепленная за собственником возможность, в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вполне свободно, по своему усмотрению, в целях удовлетворения своих интересов». Как правильно уточняет В. П. Грибанов «право собственности определяет содержание субъетивных правомочий собственника». И в каком объеме предусмотрены объективным правом возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом будут реализованы зависит от уполномоченного лица и составит непосредственно содержание гражданско-правовых отношений.

В узком (субъективном) контексте, преимущественно под гражданскими правами и обязанностями понимают совокупность прав и обязанностей, исходящих из норм гражданского права. Иными словами, право заключается в возможностях, которые предусмотрены законом и обеспечении гарантий их нарушения. Права и обязанности субъектов гражданских правоотношений обоснованно получили название субъективных гражданских прав и обязанностей. Реализация гражданских прав и обязанностей происходит в гражданско-правовых отношениях. Поэтому допустимо говорить о субъективных правах и обязанностях как о юридическом содержании гражданских правоотношений, поскольку в них заложена возможность такого взаимодействия участников правоотношения, отражающее его содержание. Следует подчеркнуть, что в юридической литературе отсутствует единая точка зрения относительно понятия субъективного права. Например, позиция рассмотрения субъективного права как господство воли и власти вызывает возражения. Мотивацией отрицание изложенной позиции является формальность приведенного толкования (речь идет о свободе, о власти, но не как о самых блага) и также содержит противоречия фактам жизни (субъективные права имеют люди лишены полностью или частично свободы, дети). Согласно другой точке зрения, выдвигают понятие о субъективном праве как о благе, точнее жизненный интерес лица, защищенный объективным правом. В то же время, такая позиция разрывает связь между правом и субъектом, допуская защиту благ и интересов личности вне зависимости от его воли, как субъекта права. Была сделана попытка соединить оба элемента (волю и интерес) в единое понятие, согласно которому субъективное право предлагается рассматривать как власть лица (в этом сущность субъективного права) направленную на удовлетворение признанного интереса (в этом его содержание).

Субъективные права и обязанности в гражданском правоотношении характеризуются неоднозначным, а точнее двойным толкованием. Обосновывалась мысль о том, что с одной стороны, они органически связаны с нормами права, предусматривающие их основное содержание, и наряду с этим предоставляют субъектам возможность при их несоблюдении обратиться в компетентные государственные органы с принудительной помощью. С другой стороны, субъективные права и обязанности неразрывно связаны с поведением самих субъектов правоотношений, выступая, как уже было отмечено, в качестве регулятора правоотношений.

Таким образом, под субъективным правом понимается юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица обеспеченная юридической обязанностью определенных лиц. Под субъективным долгом мера должного поведения обязанного лица в гражданском правоотношении, проявляющихся в активных или пассивных действиях и обеспеченная возможностью принуждения.

Л. И. Петражицкий вввважав, что права, субъективные права и право отношения идентичны, поскольку каждая из указанных категорий представляет собой эмоциональный контакт между теми, кто претендует гна духовное и материальное благо и тем, кто такое посягательство признает. Французский юрист Дюги исходил из того, что категория субъективных прав чужда современному обществу, которое не знает права, а лишь социальные функции. За ним все индивиды должны подчиняться социальной норме как социальные существа. Субъективные права вносят ненужную путаницу и должны исчезнуть из теории права вообще. Ссылка на субъективное право является необоснованным априорной конструкцией. По Кельзеном субъект права - искусственный мыслящий средство которому присущи в нормативном смысле действие или бездействие независимо от намерений и воли и обязанность поступать в соответствии с предписаниями нормы. При таких условиях объективное и субъективное право является одним и тем же потому первое является порождением техники современного законодательства. Субъективное право - конкретизирована абстрактная норма, конкретное применение субъективного права, сводится к праву жалобы управомоченному лицу.

Становление советского гражданского права проходило с учетом позиций Л. И. Петражицкого и Дюги. Получила развития терия интуитивного права народа отражающий классовые интересы масс и соответствует новому хозяйственному укладу и формулируется в результате правовой революционного творчества. С введением в 1919. А. Г. Гойбахом в науку понятие "социальной функции" субъективное право стало рассматриваться как антисоциальное функция. При том государство вправе, а все остальные члены общества - обязанности. Собственно это привело к отрицанию гражданских прав и гипертрофированный командно-административных методов регулирования общественных отношений.

В 1948 С. М. Братусь пристав к понятию суюективного гражданского права как меры возможного поведения управоможенои лица. О. С.Йоффе признавал его как право требовать определенного поведения от обязанного лица, Н. Н. Агарков - возможность приведения в действие аппарата государственного принуждения для выполнения обязанности, М. С. Строгович - вида и меры возможного поведения, обеспеченного государственной защитой, а позже - возможность пользования определенным материальным благом. Установилось два направления понимания субъективного гражданского права: позитивистский и социальный ..

Общепризнанным является рассмотрение субъективных гражданских прав как меры дозволенного поведения, возможность действовать определенным образом. И такую точку зрения разделяют большинство ученых. Содержание субъективного права составляют возможности, предусмотренные соответствующей правовой нормой. При этом, круг возможностей, которые включаются в «мэру возможного поведения» может быть разным. Следует подчеркнуть, что носитель субъективного права может, но не должен вести себя определенным образом, в то время, как носитель юридической обязанности должен ее выполнять.

По мнению Р. А. Халфинои, субъективное гражданское право создает две возможности: самостоятельно определять собственное поведение и требовать соответствующего поведения от обязанных лиц. И в том случае, если данное требование не удовлетворяется обязанным лицом добровольно, у уполномоченного лица возникает право на применение соответствующих способов защиты своего права. Исходя из чего, потерпевший имеет возможность применять совокупность способов воздействия на нарушителя, требуя определенного поведения от последнего, путем обращения в компетентные органы за защитой прав и интересов.

Сивкова Л. А. определила субъективное права как такую меру свободы поведения, объективно необходимой, социально оправданной и официально закрепленной в общих нормативных актах государства или судебной практике как юридическая возможность определенного поведения для удовлетворения личных и общественных интересов и потребностей. Н. М.Матузов определил субъективное право как созданную и гарантированную государством через нормы объективного права особую юридическую возможность действовать, позволяющая субъекту вести себя определенным образом, вимогаты соответствующего поведения других лиц, пользоваться определенными социальными благами, обращаться в случае необходимости в компетентные органы за защитой в целях удовлетворения своих собственных интересов и потребностей, не противостоят общественным.

Сущность любого субъективного права состоит в том, что оно всегда является правом на что-то, на какую-то ценность - материальную или духовную, это и есть право пользоваться каким-то благом в обществе, благом материальным или духовным. Это всегда конкретное право конкретного субъекта. В отличие от этого, правоспособность - это всегда абстрактная возможность быть субъектом гражданских правоотношений, иметь субъективные права и обязанности. Именно конкретность, определенность является основной чертой, характеризующей природу субъективного гражданского права.

Отдельный интерес представляет непосредственно содержание субъективного права, его элементы. Своевременным является рассмотрение комплекса элементов, который, составляет содержание субъективного гражданского права:

1) возможность моделировать свое поведение как внутри диспозиции нормы права, так и вне ее, если это не противоречит закону, самостоятельно формировать волю;

2) право определения меры возможного поведения, то есть действовать самостоятельно для удовлетворения своего правомерного интереса;

3) право определять средства обеспечения своего субъективного права как соответствующими действиями других лиц, так и государством в лице его компетентных органов;

4) гарантированную кореспондованисть обязательствам других лиц;

5) возможность применения государственного принуждения в случае отказа обязанных лиц от выполнения возложенной (взятого ими самими) на них обязанности;

6) возможность самостоятельно определять целесообразность обращения за помощью в суд применять другой порядок защиты своих субъективных прав.

Реализация субъективного права связана с реализацией возможностей уполномоченного лица. Из этого следует, что различие между содержанием субъективного права и его осуществлением состоит прежде всего в том, что содержание субъективного права включает в себя только возможное поведение уполномоченного лица, в то время, как реализация права является осуществление реальных, конкретных действий , связанных с преобразованием этой возможности в действительность. Как верно отмечает В. П. Грибанов «соотношение между поведением, которое составляет содержание субъективного права, и поведенным, которое составляет содержание осуществления права, представляется в первую очередь как соотношения между возможностью и дествительностью». Поскольку субъективные гражданские права не существуют в отрыве от субъективных обязанностей, то осуществление права уполномоченным лицом предполагает и выполнение обязанными лицами своих обязанностей, то есть осуществления ими определенных действий, охватываемых надлежащим поведением.

Таким образом, реализация субъектами правоотношения своего права возможна только при наличии у других субъектов данного правоотношения соответствующего долга. Субъективным обязанностью является установленная нормами права мера должного поведения обязанного лица в гражданском правоотношении.

В гражданском праве проведена классификация гражданских прав на разновидности. Прежде всего, гражданские права подразделяются в зависимости от содержания правоотношений на права имущественные и личные неимущественные.

Отдельное и доминирующую в условиях правового демократического государства сферу занимают личные неимущественные права. Идея прав личности появляется на почве естественного права. Уникальность таких прав состоит в том, что человек наделяется такими правами только на основании факта рождения, они не связаны с наступлением иных юридических фактов. Включение личных прав в системе частного права можно рассматривать как относительно новое явление, поскольку в течение длительного периода времени цивилистическая литература просто отказывалась от вопроса рассмотрения прав личности, рассматривая их, как рефлексы объективного права, выраженного в полицейских и уголовных законах. Юридическая природа личных прав на сегодняшний день пока недостаточно выяснена. Такие права, согласно п.2 ст.269 ГК Украины не имеют экономического содержания. Это тесно связаны с физическим лицом права, от которых нельзя отказаться, кроме этого, лишить данных прав человека невозможно. По мнению Н. Н. Агаркова, «права личности Имеют строго распорядительную функцию. Всякая организационная роль им чужда. Они обеспечивают человеку известную сферу личной неприкосновенности, но не создают отношений власти и подчинения ».

Имущественные гражданские права и обязанности призваны обеспечивать имущественные потребности и интересы граждан. Эти права, по существу, представляют собой экономические права личности и для приведения их из режима элементов гражданской правоспособности требуют наступления определенных юридических фактов - оснований приобретения права собственности или прав. Их принято рассматривать как предпосылку приобретения данных субъективных прав (например, заключения гражданско-правового договора - п.2 ст.11 ГК Украины). Характерным для таких прав является их свойство быть переданы другим лицам (т. е. они могут выступать объектами правопреемства, например, право собственности).

Не менее важными являются вещные права. Выделяют следующие признаки, характеризующие вещные права (как категорию гражданского права). Во-первых, вещные права складываются по поводу вещей как предметов материального мира. Во-вторых, субъект вещного права удовлетворяет собственные интересы путем непосредственного "взаимодействия" с вещью, то есть путем владения, пользования, распоряжения вещью. В-третьих, вещные права имеют абсолютный характер. Это означает, что активным действиям уполномоченного лица противостоит пассивный обязанность всех субъектов гражданского оборота воздерживаться от нарушения его права. В-четвертых, вещные права могут защищаться особыми (вещественно-правовыми) средствами защиты. Выделяют и свойственную вещевом праву признак - право происхождения, заключается в том, что будучи связанным с вещью, вещное право всегда следует за ней (например, право залога, право оперативного управления).

В обязательственных правоотношениях реализация прав уполномоченным лицом возможна только при наличии определенных действий со стороны обязанных лиц. То есть это права на чужие действия, права требования от обязанного лица совершения определенного действия или воздержания от таковой.

Вопрос о проведении четкой границы между обязательственным и вещными правами являются, пока, открытым. Некоторые авторы, не отрицая существования прав, указывают на то, что вряд ли большинство гражданских правоотношений являются смешанными - «речево-обязательственным». То есть сейчас уместно говорить о наличии вещественных, обязательственных и вещественно-обязательственных прав. Такое положение связано с тем, что в настоящее время в гражданском обороте имеет место сближение вещных и обязательственных прав.

Еще одну группу составляют абсолютные и относительные права. Такая градация основана на различии в кругу обязанных лиц, противостоящих управомоченному лицу. К абсолютным относят такие права, при наличии которых уполномоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, право собственности лица, поскольку собственнику противостоят все другие лица, на которых лежит обязанность не препятствовать осуществлению этих прав). К данным правам относятся: права вещные, права исключительные и личные права. Уместным является точка зрения Н. Н. Агаркова, согласно которой "абсолютные права преграждают всяком и каждому возможность вторжения в определённую сферу, предоставленную свободному усмотрению субъекта права, являются Наиболее Типичными для частного права".

Исключительные права (авторское право, право на промышленное изобретение и т. п.), предоставляет своим субъектам монопольную возможность осуществлять определенные действия, имеющие имущественный ценность, служат для закрепления за ними определенного дохода, происходит осуществление права. Данные институты закрепляют за владельцами некоторые не материальные, но имущественные блага.

К относительным правам относятся гражданские права, где уполномоченному лицу противостоит определенное, преимущественно персонифицированное круг обязанных лиц. При этом круг обязанных лиц всегда точно известно. Относительные (или обязательственные права) всегда возникают на основе абсолютных прав. Они являются следствием взаимного соприкосновения абсолютных прав, принадлежащих различным субъектам. Такие права служат для перемещения тех или иных благ, закрепленных законодательно, из сферы одного субъекта прав в сферу другого. Относительные права в основном составляют обязательственные права.

Каждая отдельно взятая группа гражданских прав, в свою очередь имеет свои специфические черты, свой внутренний смысл, свой механизм реализации и свои границы, в конечном счете влияют на правовое положение уполномоченных субъектов.

Разделение прав на данные группы имеет большое научное и практическое значение, касаясь вопроса относительно способов реализации указанных прав граждан. От характера этих прав в значительной степени зависят и меры государственно-принудительного порядка, применяемые к их нарушителям.