В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.


Анализируя систему личных неимущественных прав физических лиц, следует отметить, что в основу указанной системы следует положить дихотомическое деление на общее и окреме1.

Понятием «общего» в праве охватывается единство всех правовых явлений, находит свое выражение в общности или общности их свойств, связей и отношений. Одновременно под понятием «отдельного» в праве понимают единичное правовое явление, совокупность свойств которого определяет его специфику и тем самым отличает от всех явлений (правовых и неправовых) 2.

Экстраполируя понятие общего на отдельного на систему личных неимущественных прав физических лиц, можно утверждать следующее. В первую очередь, указанная система вполне может быть разделена на общую и отдельную составляющую. При этом в общих личных неимущественных прав физических лиц следует относить те из них, которые носят базовый характер и наделены универсальностью, то есть принадлежат всем без исключения физическим лицам. Указанная универсальность означает, что этими правами физическое лицо обладает в силу своего существования как человек, не связано с выполнением им определенных социальных функций или специфическим правовым статусом. В то же время именно данные общие (универсальные) личные неимущественные права имеют определенные нами выше характерные признаки, а именно: 1) личностность 2) немайновисть 3) объектом этих прав выступает личное неимущественное или иное нематериальное благо 4) целенаправленность на удовлетворение физических (биологических), духовных, нравственных, культурных или социальных потребностей.

В отличие от общих личных неимущественных прав физического лица, отдельные (специальные) личные неимущественные права уже не наделен таким признаком, как универсальность. Это в первую очередь объясняется тем, что при всей множественности отдельных правовых явлений исключается абсолютное тождество хотя бы двух из них. Учитывая это под отдельными (специальными) личными неимущественными правами следует понимать те из них, которыми наделены не все физические лица. Этими отдельными личными неимущественными правами наделены только отдельные физические лица вследствие выполнения ими определенных действий (поведения), которая выделяется обществом как социально ценная, или вследствие специального правового статуса этого физического лица, или другими обстоятельствами, прямо предусмотренных законом. Сразу следует заметить, что, учитывая возможное количество вариантов поведения физического лица, а также возможного количества существования специальных правовых статусов, можно прийти к выводу, что и количество отдельных (специальных) личных неимущественных прав физического лица может приближаться к бесконечности. Однако анализ действующего законодательства дает нам основания утверждать о целесообразности выделения только наиболее важных, базовых и основных сфер, которые определяют необходимость обеспечения защиты частного интереса физического лица. Учитывая указанное в отдельных (специальных) личных неимущественных прав физического лица следует отнести:

A. личные неимущественные права физического лица в сфере интеллектуальной (творческой) деятельности (например, право авторства, право на неприкосновенность произведения, право титулизации, номинализации и сакрарезации произведения и т. п.);

B. личные неимущественные права физического лица в сфере семейных отношений (право на материнство, отцовство, пребывание в семье, воспитание ребенка и т. п.);

C. личные неимущественные права физического лица в сфере медицинской деятельности (право на информацию о состоянии здоровья, право на тайну о состоянии здоровья, права физического лица, находящегося в стационаре и т. д.);

D. личные неимущественные права детей и других физических лиц, имеющих дефекты дееспособности (право на опеку, право на заботу, право на помичництво т. д.),

E. посттанативни личные неимущественные права (право членов семьи умершего или других уполномоченных умершим физических лиц присутствовать при исследовании причин его смерти и ознакомиться с выводами относительно причин смерти и т. д.).

При этом следует заметить, что данный перечень не является исчерпывающим (numerus clausa). Мы считаем, что здесь представлены только самые основные из существующих групп отдельных (специальных) личных неимущественных прав физических лиц, которые на сегодня имеют наиболее виризняльну способность. Вместе данные права характеризуются также основными признаками, которые характерны для общих (универсальных) личных неимущественных прав физического лица, однако в отдельных случаях они имеют ряд факультативных признаков, определяемые в зависимости от разновидности данных прав. Так, например, личным неимущественным правам в сфере интеллектуальной собственности присуща факультативный признак, как связанность с созданием физическим лицом определенного объекта интеллектуальной собственности, посттанативним личным неимущественным правам присуща признак связанность со смертью другого физического лица и т. п.. Поэтому к факультативным признакам отдельных (специальных) личных неимущественных прав физического лица следует подходить дифференцированно.

Вернувшись в общих (универсальных) личных неимущественных прав физических лиц, нужно заметить, что на первом классификационном ряду их систематизация не ограничивается. Вследствие этого общие личные неимущественные права подразделяются на две группы в зависимости от того, какая сфера жизнедеятельности личности подвергается правовому воздействию. Здесь мы солидаризируемся с мнением Л. А. Красавчиков, которая как основные отличает физиологические и социальные потребности (интересы) человека, на обеспечение которых и направлены указаны общие личные неимущественные права1. При этом, физиологическое начало включает в себя существование человека как биологического (физического) и психической существа, а социальное начало человека охватывает собой ее функционирования как члена определенной социальной группы. И именно в зависимости от этих критериев возможно дальнейшее разделение общих личных неимущественных прав физического лица на те, которые обеспечивают ее физиологическое (естественное) существование, и те, которые обеспечивают его социальное бытие. Указанная позиция соответствует позиции законодателя лишь по критерию разделения, однако не по каталогу прав, включенных в той или иной группы.

Так, рассматривая личные неимущественные права, обеспечивающие физиологическое (естественное) существование физического лица, мы считаем, что общим здесь будет направленность права на обеспечение основных физиологических (естественных) основ существования человека, его базовых потреб2. Анализируя изложенные в литературе исследования по вопросу потребностей человека в сфере физиологического (естественного) интереса, по нашему мнению, в целом можно выделить три основные сферы такого физиологического (естественного) интереса:

P. природный интерес к биопсихической целостности физического лица;

P. природный интерес к воспроизводимости физического лица;

P. природный интерес к обособленности физического лица. Согласно определенным сферам естественных интересов физического лица мы бы выделили следующие группы личных неимущественных прав, обеспечивающих физиологическое (естественное) существование физического лица:

Q. права, обеспечивающие естественную (биопсихической) целостность физического лица (право на жизнь, право на здоровье);

R. права, обеспечивающие воспроизводимость физического лица (репродуктивные права);

S. права, обеспечивающие естественную обособленность физического лица (право на свободу (свободу естественного существования), право на личную неприкосновенность, право на личную безопасность, право на личное достоинство).

Безусловно, предложенный подход существенно отличается по перечню, названием и содержанием тех личных неимущественных прав физического лица, которые закреплены в главе 21 ГК Украины. По нашему мнению, отдельные из нормативно регламентированных личных неимущественных прав физических лиц или включаются в содержания вышеприведенных прав, или же выступают гарантиями их осуществления или защиты. Отдельные личные неимущественные права физических лиц, предусмотренных в главе 21 ГК Украины, вообще не относятся к категории тех, которые обеспечивают естественное существование физического лица. Да, сложно представить, как, например, обеспечивает право физического лица предусмотрено там право на тайну о состоянии здоровья (ст. 286 ГК Украины). Вместе, закрепленное в ст. 291 ГК Украины как личное неимущественное право, обеспечивают естественное существование физического лица - право на семью, по нашему мнению, скорее следует отнести к отдельным (специальных) личных неимущественных прав, возникающих в сфере семейных отношений. Ведь это право тесно связано с семейными правоотношениями, и в основном не возникает и не существует вне их. Так же и прав опеки и попечительства (ст. 292 ГК Украины) также следует вынести за пределы личных неимущественных прав, обеспечивающих физиологическое (естественное) существование, поскольку ни по своей сути, ни по своему назначению оно не обеспечивает физиологического существования физического лица, а скорее помогает осуществлять физическим лицам, имеющим соответствующие дефекты в дееспособности, свои права или исполнять возложенные на них обязанности.

Что же касается личных неимущественных прав, обеспечивающих социальное бытие физического лица, то их специфика напрямую зависит от той сферы, на обеспечение интересов которой они направлены. Как правильно отмечается в литературе: «... социальный мир - это мир новых потребностей живых существ, объединяются для организации производства (материального и духовного), образуют различные коллективы, но не теряют при этом самобытности и индивидуальности »1. И именно учитывая особенности сферы общественной жизни, мы должны выстроить систему прав таким образом, чтобы она обеспечивала баланс интересов физического лица как члена определенного общества. Соответствующий баланс интересов может быть обеспечен только в случае, когда будет охраняться определенная двухвекторность вышеуказанной участия физического лица, то есть будет обеспечен интерес физического лица как активного члена общества и как пассивного члена общества от вторжения со стороны общества. Учитывая это, личные неимущественные права, которые обеспечивают социальное бытие физического лица, могут быть разделены на: личные неимущественные права, которые обеспечивают участие физического лица в социальной жизни и личные неимущественные права, которые обеспечивают приватность физического лица от внешнего вмешательства со стороны социальной группы . При этом следует обратить внимание, что первая категория прав включает в себя целый ряд личных неимущественных прав физических лиц, которые, в зависимости от сферы социальной активности личности можно разделить на:

A. права, обеспечивающие индивидуализацию гражданина в обществе (право человека на имя и связанные с ним средства персонификации (индивидуализации), право на индивидуальность и т. д.);

B. права, обеспечивающие социальный статус лица (право на честь и право на репутацию)

C. права, обеспечивающие свободу социального бытия (право на свободу передвижения, право на свободный выбор места жительства, право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на выбор рода занятий);

D. права, обеспечивающие личную информированность физического лица (право на личную информацию).

Что касается второй категории прав, то к ним следует отнести право на приватность во всех возможных его проявлениях. Такое право включать в себя ряд других возможностей, которые обеспечивают невмешательства со стороны социума в приватность физического лица, например, возможность иметь частную, личную жизнь обеспечивать его неприкосновенность, тайну и тому подобное.

Следовательно, учитывая изложенное следует сделать вывод, что личные неимущественные права физических лиц в своей совокупности составляют определенную систему (рис. 1). Данная система внутренне дифференцированная и внешне целостная и направлена на обеспечение неимущественных интересов физического лица путем наделения ее соответствующими субъективными правами. В целом же система личных неимущественных прав физического лица будет совершенствоваться и расширяться учитывая постоянно растущее количество, содержание и объем соответствующих прав, которые являются ее элементами. Однако здесь следует найти «золотую середину», и как правильно заметил в свое время А. А. Красавчиков, не нужно ». бросаться в «биологические крайности» и определять значимость этих благ не с позиции социальной их ценности, а под девизом «биосоциальной реальности» 1. Поэтому, с одной стороны, большая роль в этом процессе должно уделяться взаимодействия правоведения с другими науками (медициной, биологией, генетикой, физиологией, биоэтикой, кибернетикой и т. д.) 2. Однако, с другой стороны, совершенствование системы личных неимущественных прав должно осуществляться по пути правового осмысления, а не механической юридизации указанных медицинских, биологических, генетических и других процессов и явлений.