1. Возникновение прав на чужое имущество (сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) ограничивает право собственности, одновременно обеспечивая реализацию имущественных прав определенных лиц. Этим ограничения права собственности, которые существуют в вещных правоотношениях, отличаются от «общих прав участия», что по сути является пределами права собственности и служат целям обеспечения реализации интересов значительного круга лиц и общественных (публичных) интересов.
2. При ограничениях права собственности состоят два разных правоотношений по различным субъектным составом: а) абсолютные (между управомоченным лицом - субъектом иного вещного права и всеми другими пассивно обязанными лицами, включая владельца) и б) относительные (между управомоченным лицом и владельцем).
3. Двойственная природа правоотношений, возникающих из ограничений права собственности, определяет такую специфику правовых связей:
а) эти отношения возникают по поводу одной и той же вещи;
б) в этих отношениях участвуют те же лица - определенные и неопределенные. Определенными лицами являются владелец и носитель иного вещного права, а неопределенными - все третьи лица;
в) владелец становится в этих отношениях не управомоченным (всегда свойственно для него), а обязанным лицом. В относительных правоотношениях (между собственником и носителем иного вещного права) он обязан как совершить определенные действия (например, передать вещь для пользования эмфитевта), так и воздерживаться от определенных действий (не мешать субъекту сервитутного права его осуществлять). Иногда владелец совершает активные действия не вследствие предписания этого для него законом, а исключительно в своих интересах. Например, когда он сам заинтересован наладить проезд или проход через свой земельный участок, чтобы по ней носитель сервитута не ходил где угодно;
г) в результате приведенного владелец ограниченного вещного права (как управомочена лицо) принимает участие в обоих этих правоотношениях, одни из которых вещественными, (абсолютными), а вторые - обязательственным (относительными). Содержание первых правоотношений составляют вещное право управомоченному лицу и корреспондирующий ему обязанность всех других лиц, а содержание других - взаимные права и обязанности управомоченного (субъекта иного вещного права) и собственника вещи.
4. Законным является владения, допускается законом. Им может быть как владение имуществом на определенном праве и фактическое правомерное владение. Например, владение имуществом, принадлежащим лицу на праве собственности, является законным, но не является владением как разновидностью иного вещного права, поскольку оно является правомочием собственника. Основанное на договоре с владельцем имущества владение является законным, даже если действие договора уже прекращено вследствие истечения его срока, но владелец не требует возврата имущества. Незаконными владельцами является добросовестный и недобросовестный приобретатели.
5. Правомерно обладание, когда лицо обладает чужим имуществом и считает его своим (например, добросовестный приобретатель), или знает, что у нее пока нет прав на это имущество, но она намерена их приобрести (по основаниям, как приобретаемая давность, находка ). Неправомерным является незаконное владение и владение лицом имуществом без соблюдения предписаний закона, например, сокрытие чужого имущества с целью приобрести право собственности на него по приобретательной давности.
6. Фактическое владение по своей сути отражает фактическое положение имущества, а не право на это имущество. Знание как право на чужую вещь предопределяет и его видение как ограничение права собственности. Знание хотя и не касается права собственности, поскольку уступает ему значением, однако в определенных случаях право собственника на имущество ограничивается самим фактом владения другим лицом этим имуществом. Примером может служить то, что презумпция правомерности владения требует доказанности наличия права другого лица на спорное имущество. В течение же течения времени заявления требований и рассмотрения их судом владелец не приобретает во владение свое имущество, чем ограничивается в своих правах на него.
7. Знание и сервитуты отражают несколько разные стороны влияния других лиц на имущество собственника, то есть разные ракурсы этих прав, оба из которых тем не менее являются вещественными. Как верно то, что обладание напоминает право собственности, так верно и то, что сервитут прежде всего заключается в ограниченном пользовании чужим имуществом, а не в осуществлении в отношении него сходства права собственности.
8. Сервитут является ограничением права собственности и одновременно вещным правом. Он как ограничение права собственности устанавливается с целью обеспечения прав конкретных лиц. Классификация предиальных сервитутов на положительные (как права лица совершать определенные действия в отношении чужой недвижимости) и отрицательные (как права требования к владельцу воздерживаться от тех или иных видов его использования своего имущества) выдается неприемлемой сама, что приводит к смешиванию понятий границ и ограничений права собственности . Настоящими сервитута можно считать только положительные. Запрет же владельцу пользоваться своим имуществом определенным образом (например, строить дом, заслоняет свет соседу) не содержит в себе реального пользования чужой недвижимостью. Поэтому он не «негативным использованием», а установлением границ права собственности.
9. При коллизии сервитута с правом собственности последнее уступает сервитута, поскольку его установка является ограничением права собственности. Такое ограничение компенсируется выплатами в пользу владельца определенных средств.
10. В случае установления личного сервитута в пользу лица по воле собственника имущества (например, в завещании), сервитутное право такого лица является пожизненным. Владелец же имущества, получил его по наследству, не может по своей воле прекратить сервитутное ограничения права собственности.
О таком однозначно утверждать нельзя, если личный сервитут возникает вследствие сложения семейных отношений (т.е. сервитут у второго супруга на имущество первого, детей на имущество родителей). С прекращением семейных отношений (расторжением брака) отпадает и основание для личного сервитута, что является небесспорным. Предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 405 ГК, изложив ее в следующей редакции: «Члены семьи собственника жилья и бывшие члены семьи собственника жилья, проживающие вместе с ним, имеют пожизненное право на пользование этим жильем в соответствии с законом, если иное не предусмотрено договором между ними» .
Обозначение на «прекращения обстоятельства, которое было основанием для установления сервитута» должно касаться только земельных сервитутов, в результате чего п. 4 ч. 1 ст. 406 следует дополнить словом «земельного».
11. В ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» следует предусмотреть необходимость внесения записи в реестр прав на недвижимость о личные сервитуты. Это должно быть в случае, если личные сервитуты устанавливаются в завещании, договоре, решении суда или в случае возникновения этих прав в результате наступления предусмотренных в законе юридических фактов (вступление в брак, рождение ребенка и т.п.).
Предлагается обозначить в ст. 19 ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» на проведение такой регистрации на основании:
заявления нотариусу, который выдал свидетельство о праве на наследство, обремененную личным сервитутом,
договора между членами семьи об установлении личного сервитута в пользу определенных лиц, а в отсутствии такового -
заявления члена семьи при наличии регистрации с указанием его места жительства в жилом помещении, которое принадлежит на праве собственности другому лицу, согласия собственника жилого помещения на это.
12. С целью действенности защиты субъектов других вещных прав, оказываются менее защищенными, чем лица, которые находятся в договорных отношениях с владельцем жилья (наниматели), предлагается ч. 1 ст. 40 ЗУ «Об ипотеке» и ч. 3 ст. 109 ЖК Украины дополнить указанием на членов семьи собственника жилья и других субъектов личных сервитутов, а также нормой о запрещении выселения.
13. Для предотвращения нарушений прав и интересов залогодержателя предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 6 Закона «Об ипотеке», изложив первое предложение в следующей редакции: «Залогодатель обязан до заключения ипотечного договора предупредить ипотекодержателя обо всех известных ему правах и требованиях других лиц на предмет ипотеки, в том числе о личные сервитуты и другие права, не зарегистрированные в установленном законом порядке ».
14. Нельзя согласиться с видением нецелесообразности внедрения эмфитевзис и суперфиций при наличии таких средств передачи в пользование вещи, как аренда, поскольку указанные вещные права, несмотря на их сходство с арендными, тем не менее существенно отличаются от последних, предоставляя их носителям больше прав, чем арендаторам , а владельцу - больше ограничений.
15. При установлении суперфиция право собственника земельного участка вдвое ограничивается, во-первых, тем, что возникает иное вещное право (суперфиций), во-вторых, в результате реализации права на застройку возникает право собственности на этот объект недвижимости у субъекта иного вещного права . То есть один и тот же субъект в отношении различных объектов, однако связанных между собой, выступает носителем различных прав, оба ограничивающих право собственности на земельный участок.
16. При эмфитевзис и суперфиции, устанавливаемых договором и регулируемых им, происходит сочетание вещных и обязательственных правоотношений. Ограничение права собственности установлением доверительной собственности будут схожими с ограничениями при существовании других прав.
17. Найм и аренда не могут быть отнесены к категории прав, хотя права нанимателя (арендатора) как пользователя чужого имущества имеют определенные признаки вещных прав (в частности, не прекращаются в связи со сменой собственника-арендодателя и защищаются от любых лиц как права титульного владельца). Права нанимателя (арендатора) имеют обязательственно-правовой, а не вещный характер. Они всегда возникают в силу договора с собственником наемного (арендованного) имущества, и их содержание определяется исключительно условиями конкретного договора. Характер и содержание прав определяются непосредственно законом, и их возникновение нередко происходит помимо воли собственника.
18. Границы права собственности наблюдаются при установке субъектного состава тех или иных договорных отношений, а также лиц, которым запрещено заключать соответствующие договоры в силу того, что они лишаются возможности по своему усмотрению осуществлять правомочия собственника по распоряжению своим имуществом таким образом.
19. Разность правового режима вещных и обязательственных прав пользователей имущества (носителей иного вещного права и арендаторов), принадлежащий владельцу, не играется роли для сущности правового режима собственности, вследствие тех и других прав будет уже, чем в их отсутствие.
20. Границы права собственности оказываются при намерении владельца вступить в договорных отношений и уменьшают возможность для владельца действовать по собственному усмотрению при заключении договоров. Соответствующие предписания законодательства представляют собой границы, а не ограничения права собственности, поскольку касаются всех владельцев, которые имеют их учитывать. В качестве таких границ права собственности следует отметить следующие: а) в отношении процедуры заключения договора б) соблюдения формы договора (нотариального удостоверения) и государственной регистрации договора в случаях, установленных законом, в) о принуждении заключения договора г) относительно предмета договоров о передаче имущества в собственность.
21. Границы и ограничения права собственности, вытекающих из содержания договоров, касающихся прежде всего прав и обязанностей сторон. При этом пределы права собственности адресуются всем владельцам и устанавливаются законом, а ограничение - контрагентам по договорам и устанавливаются, как правило, договором.
22. Существование корпоративных прав отражается на праве собственности определенного субъекта. Акционер и АО находятся в корпоративных правоотношениях, влечет за собой ограничение обоих этих субъектов, хотя и относительно различных объектов. При этом АО как владелец имущества ограничивается в правах в отношении него в интересах акционеров, а акционеры как владельцы акций ограничиваются в своих правах в интересах других акционеров и АО.
23. На уровне закона урегулированы пределы корпоративных прав, которые должны соблюдать все участники хозяйственных обществ, а на локальном уровне устанавливаются ограничения для лиц, находящихся в конкретных правоотношениях с определенным хозяйственным обществом.
24. Как пределы права собственности следует обозначить жесткое регулирование учета акций, контроля за действиями АО по выпуску ценных бумаг, их биржевом обороте, определению вопросов, обязательных для рассмотрения общим собранием акционеров, является их исключительной компетенцией. Тем самым государство устанавливает пределы корпоративной свободы.
Границы АО как собственника имущества касаются: а) установление определенных требований и запретов на действия лиц, уполномоченных распоряжаться имуществом АО б) изменений уставного капитала АО в) АО, созданных в процессе приватизации, г) другое.
25. Границы и ограничения относительно распоряжения имуществом АО заключаются в требованиях к: 1) заключение от имени АО крупных сделок, 2) заключение от имени АО сделок с заинтересованностью, 3) заключение сделок руководителями филиалов и представительств, 4) заключение сделок зависимыми обществами 5) процедуры прекращения АО. При отсутствии в Украине специального закона об АО, каким бы устанавливаться соответствующие границы, запреты, предписания и правила предусматриваются в уставах и внутренних актах АО. Тем самым, как правило, они представляют собой ограничение корпоративных прав (прав владельцев акций, паев).
26. Следует различать границы и ограничения в правах на акции и в правах с акции. К правомерным границ и ограничений следует отнести ограничения, предусмотренные законодательством и локальными актами АО: 1) ограничения, обусловленные видом акций, 2) особенностями приобретения прав на акции в процессе приватизации, 3) ситуативные ограничения 4) ограничения как последствия нарушений предписаний законодательства, 5 ) ограничения, вызванные рискованностью предпринимательской деятельности АО и рискованностью вложений лиц своих средств в акции, 6) ограничение прав акционера по передаче прав участия в общем собрании.
К неправомерным ограничениям относятся неправомерные действия тех или иных лиц (прежде всего органов АО, регистраторов), которые препятствуют акционерам в осуществлении ими своих прав.
27. Механизмы, схожие с ограничениями прав акционеров, но таковыми не являются, это порядок отчуждения акций ЗАО, порядок осуществления прав, предоставляемых одной акцией ее совладельцам. Тем самым устанавливается порядок осуществления сипввласникамы акции своих прав, а не их ограничения.